Молодым россиянам и их родителям грозит «удвоение ЕГЭ»

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин выступил с критикой законопроекта, получившего неофициальное название «об удвоении ЕГЭ».
Законопроект вносится группой депутатов из различных фракций. Суть его заключается в том, что выпускникам учреждений среднего профессионального образования (СПО) предлагается оставить право поступать в университеты по внутренним экзаменам только если они продолжают образование по профилю, полученному в СПО. Таким образом, законопроект предусматривает распространение ЕГЭ не только на школьников-одиннадцатиклассников, но и на выпускников учреждений СПО.

Выпускникам учреждений среднего профессионального образования закрывают вход в ВУЗы
Доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, депутат Госудмы от КПРФ Олег Смолин считает, что попытка заставить обучающихся в системе среднего профобразования, желающих поступить в ВУЗы, зубрить задания к ЕГЭ, приведет лишь к падению образованности молодежи.
— Не секрет: ЕГЭ разрушает систему общего образования в школе, поскольку старшеклассники всерьез изучают только те предметы, которые собираются сдавать в форме ЕГЭ. Теперь нам предлагают разрушать систему профобразования: вместо того, чтобы готовиться к будущей профессии, студенты СПО будут «дрессироваться» на ЕГЭ, — констатировал парламентарий.

Как известно, в средних профессиональных учебных заведениях учат профессиям, а не готовят к сдаче ЕГЭ. Это значит, что учащиеся СПО не будут подготовлены к ЕГЭ и – как итог – путь в вузы им будет закрыт.
— Спросим себя: какого количества молодежи может коснуться законопроект, если станет законом? Ответ: около половины. Напоминаю: после девятого класса в систему СПО отправляется 60% всех учеников, как правило, из семей с низкими и средними доходами. В случае принятия закона доступ к высшему образованию тем, кто учится по рабочим специальностям, будет перекрыт практически целиком: совпадающих с ВУЗовскими профилей обучения у них нет; количество часов по предметам, которые нужно сдавать на ЕГЭ, у них гораздо меньше, чем у старшеклассников; деньги на репетиторов практически отсутствуют, — напомнил Смолин.
Если же учащийся СПО все-таки решит поступит в ВУЗ, то ему придется зубрить ответы на задания ЕГЭ, а для этого неизбежно придется нанимать репетиторов.
Олег Смолин обратил внимание на то, что по программам подготовки рабочих кадров учатся лишь примерно 18% студентов СПО, а более 80% – по программам специалистов среднего звена. Причем, большинство с прицелом после получения СПО на высшее образование в вечерней или заочной форме.
Дополнительные 500 млрд. рублей репетиторам
Смолин привел цифры, согласно которым количество студентов СПО, обучающихся по программам специалистов среднего звена, составляет 2 млн 983 тыс. человек (по статистическим данным на 2022 год).

Численность же учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов составляет 2 млн 696 тыс. человек. По данным социологических опросов, не менее 70 процентов из них, а это – 1 млн 887 тыс. человек, пользуются услугами репетиторов. Количество предметов, по которым дети занимаются с репетитором, – в среднем — три. Занятий в неделю по одному предмету – не менее двух, а количество учебных недель составляет не менее 36-ти. Стоимость одного часа занятий на портале «Тетрика» 1100 рублей. Арифметический расчет показывает, что доходы репетиторов от подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ достигают 450 млрд рублей.
Если же признать, что доля учащихся СПО, которым потенциально потребуются услуги репетиторов, тоже составляет не менее 70 процентов, и произвести такие же расчеты, то окажется, что потенциальные дополнительные затраты родителей учащихся СПО на репетиторство принесут репетиторам еще около 500 млрд рублей! Репетиторские компании уже наверняка довольно потирают руки в предвкушении роста доходов, которые они перекачают из карманов родителей учащихся.
— Пользу из этого законопроекта, наверняка, извлечет одна категория – репетиторы и их компании. Если сейчас им платят родители около 70% старшеклассников, то после принятия закона будут платить еще и около половины студентов СПО. В настоящее время доходы репетиторов от ЕГЭ составляют не менее 450 млрд рублей в год, а будут составлять не менее 950 млрд. Напомню, что весь федеральный бюджет образования в России составляет чуть более 1,5 трлн рублей, а на репетиторов родителям придется потратить почти триллион! — рассказал зампред комитета по науке и высшему образованию.
Новый закон может еще больше усугубить ситуацию с педагогическими кадрами
В стране наблюдается дефицит педагогических кадров. По данным главы Центра экономики непрерывного развития РАНХиГС Татьяны Клячко, в 2021 году в России не хватало 250 тыс. школьных учителей. Новый закон может усугубить ситуацию: зачем работать в школах, когда гораздо выгоднее педагогам будет зарабатывать репетиторством?

При этом очевидно, что ЕГЭ к формированию образованности никакого отношения не имеет. Специальные исследования показывают, что связь между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов в ВУЗах есть только на первом курсе, а к концу обучения она отсутствует. То есть качество высшего образования новый закон не поднимет.
Что делать с ЕГЭ?
Олег Смолин в своем выступлении обратил внимание, что вместо «колебаний вместе с линией партии власти» депутатам, которые требуют то похоронить ЕГЭ, то резко расширить сферу его применения, следует принять самый мягкий вариант: перевести ЕГЭ в добровольный режим. Это позволит желающим из регионов поступать в московские и питерские вузы, но избавит от «дрессировки» сотни тысяч и миллионы молодых россиян.
Олег Смолин предложил провести специальные парламентские слушания по законопроекту силами четырех комитетов либо обсудить проблему в рамках больших парламентских слушаний по стратегии развития образования до 2040 года. Дополнительно можно организовать публичные дебаты на государственном радио и телевидении между сторонниками и противниками законопроекта.
Олег Смолин напомнил, что среднее профобразование было у Сергея Королева, Игоря Курчатова, Юрия Гагарина и сотни тысяч других выдающихся людей, которые вошли в советскую инженерную, интеллектуальную и политическую элиту. Если бы во времена учебы этих людей действовали подобные законы, то вряд ли эти гении смогли бы пробиться к высотам знаний.