ГОСДУМА СНЯЛА С РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТ О QR-КОДАХ НА ТРАНСПОРТЕ. НАДОЛГО ЛИ?
Спикер Госдумы, единоросс Вячеслав Володин на днях сообщил о том, что парламент не будет рассматривать введение QR-кодов на общественном транспорте. Напомним, что резонансный законопроект предусматривал запрет на передвижение самолетами и поездами гражданам, не имеющим QR-кодов, подтверждающих вакцинацию от коронавируса. Решение правящей партии снять этот вопрос с повестки стало для многих неожиданность, особенно на фоне постоянных ужесточений ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19.
Если бы рассмотрение проекта всё же произошло, большинство депутатов от партии власти проголосовали бы «как надо», а голосов оппозиции просто не хватило бы. Что же заставило «единороссов» отменить своё решение? Сам Володин объяснил это тем, что Госдума просто прислушалась к мнению граждан и регионов. Но это объяснение звучит не очень правдоподобно, учитывая, что власть в принципе достаточно редко прислушивается к мнению народа. Одно повышение пенсионного возраста чего стоит. Да и в большинстве регионов депутаты-единороссы из местных парламентов послушно проголосовали за введение жестких ограничений.
Скорее всего, на отмену законопроекта повлияла совокупность разных факторов. Не в последнюю очередь это массовые протесты против ужесточения антикоронавирусных мер, прошедшие во многих регионах страны. Причем, надо отметить, что несмотря на значительную роль КПРФ в этом противостоянии, многие протесты были стихийными, организаторами выступили сами граждане. Это, конечно, совершенно неудивительно: во-первых, люди уже попросту устали от пандемии и ограничительных мер, серьёзно бьющих по и без того невысоким доходам граждан, во-вторых – некоторые из этих мер действительно выглядят как настоящая сегрегация, ограничение значительной части населения в их правах. В результате, на протесты вышли жители десятков городов, поддержанные активистами оппозиционных партий. Разумеется, всё это отражается на рейтингах власти и президента далеко не самым положительным образом.
По мнению юриста Московского городского комитета КПРФ Максима Сикача, отказ партии власти продвигать систему QR-кодов на логистических артериях страны связан с технической невозможностью реализовать это, а также с возможным оттоком денег из сферы общественного авиа и железнодорожного транспорта:
Аэрофлот и РЖД и так получают деньги из бюджета, дополнительные же вливания могут привести к отказу от развития отрасли для минимизации издержек. В целом, надо сказать, что на решение властей частично повлияла и позиция населения: говорю «частично», потому что государство привыкло ломать население через колено. В данном случае, власть отозвала законопроект по сугубо экономическим причинам, но под видом «позиции граждан», чтобы сохранить лицо et cetera.
Однако то, что его сняли с рассмотрения, не означает, что его не примут вообще. В карточке законопроекта написано «перенести рассмотрение». Это значит, что законопроект будут рассматривать позднее. Даже заявления о том, что законопроект рамочный не означает, что в дальнейшем его не могут уточнить и сделать много бланкетных норм с отсылкой на иные нормативно-правовые акты, которые будут принимать Правительство, Роспотребнадзор или Минздрав.
Поэтому нынешняя отмена законопроекта – это пиррова победа для граждан, обеспокоенных постоянно усиливающимися ограничительными мерами. И до тех пор, пока не отменена вся система QR-кодов в целом – расслабляться нельзя.
Действительно, совершенно неизвестно, получилось бы у властей технически осуществить законопроект о QR-кодах на транспорте. Входы в железнодорожные вокзалы контролируются РЖД, а вот в аэропорты – их собственниками. Тем временем, уже известно много случаев, когда администрации разнообразных торгово-развлекательных центров, куда тоже должны пускать только по QR-кодам, подходили к вопросу контроля, так сказать, не очень серьезно. Да, они выставляли охрану, которая с серьезным видом приставала к покупателям и проверяла наличие у них QR-кодов – стараясь делать это на виду у камер слежения, и, как правило, не пытаясь установить, имеет ли вообще предъявленный код хоть какое-то отношение к посетителю центра.
Так, глава Ростовского областного Роспотребнадзора сообщал об успешных попытках ростовчан пройти в торговые центры по QR-кодам от «утюгов, стиральных машинок или курицы». Кто мог бы дать гарантии того, что и аэропорты не подошли бы к этому вопросу точно так же, чтобы не терять прибыль? В общем, снятие вопроса о введение QR-кодов на транспорте и правда очень напоминает своеобразную «оттепель», попытку как-то смягчить тот негативный эффект, который оказывают антиковидные меры на население. Впрочем, вряд ли это сработает так, как того хотят власти, учитывая, что введение QR-кодов в общественных местах с рассмотрения так и не сняли (не говоря уже о том, что фактически они уже действуют во многих регионах страны). Вызывают беспокойство и некоторые другие инициативы, например, грядущая вакцинация подростков, несколько удивляющая тем, что с 15 лет согласия родителей на это не потребуется – достаточно будет согласия самого ребенка. Так что, решение властей по QR-кодам на транспорте, скорее всего, из той же серии, что и переименования кодов в «паспорта здоровья»: чисто косметическая мера. И есть очень большая вероятность, что чуть позже, когда народ немного успокоится и привыкнет, власть вновь вернется к рассмотрению этого вопроса.