ТОП ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РФ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО УДАРИТЬ ПО АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ

Правительство РФ заявило о разработке «транспортной стратегии-2035», направленной на повышение качества и увеличение доступности транспортных услуг в стране. На неё собираются потратить 60 триллионов рублей, и, в частности, стратегией предусмотрено развитие дорожной инфраструктуры с целью улучшения «пространственной связанности и транспортной доступности территорий». Казалось бы, ничего особенного – всем известно, как в России обстоят дела с дорогами. Однако, в документе есть ещё несколько нововведений, обещающих немалые проблемы для владельцев личных автомобилей в ближайшие годы. Связаны они, как ни странно, с экологией. 

Так, для того чтобы снизить уровень загрязнения окружающей среды в документе предполагается такая мера как «поэтапное установление ограничений на использование транспортных средств низких экологических классов». Под этим подразумевается введение городских зон, где будет разрешено движение исключительно транспорта высоких экологических классов. Тут надо отметить, что под определение «низких» экологических классов подпадает более половины всего автопарка РФ, 26% которого составляют машины с неопределенным экологическим классом. 

При этом, помимо городских зон, будут ещё созданы «экологические зоны», предполагающие «установление на уровне субъектов РФ условия ограничения въезда либо перемещения автомобилей, в том числе не соответствующих определенным экологическим стандартам, в том числе с применением экономических регуляторных мер». Если честно, это звучит как какой-то расширенный аналог платных автодорог, не говоря о том, что пока что непонятно, будет ли это вообще связано с экологическими стандартами, или же ограничения будут касаться любого автотранспорта. Кроме того, власть собирается «стимулировать» перевозчиков на использование транспортных средств более высокого экономического класса. Зная, как у нас умеют «стимулировать», можно предположить, что это также будет связано с какими-нибудь новыми штрафами для тех, кто недостаточно простимулирован. 

Но и этого мало. Дело в том, что 61% всех вредных атмосферных выбросов, генерируемых транспортом, приходится на долю автомобилей, при этом 82% из них происходят не из-за выхлопных газов, а в результате стирания дорожного полотна и «составных частей автомобиля». Таким образом, невозможно полностью решить проблему загрязнения с помощью обновления автопарка, например, на электрокары или более экологичные автомобили. Исходя из этого, авторы «стратегии» делают вывод:

«развитие общественного транспорта в крупных городах с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным». 

Другими словами, власти собираются сделать так, чтобы люди как можно меньше ездили на личных автомобилях. Конечно, в документах есть слова о различных мерах воздействия, вроде развития велосипедного и вообще немоторизованного транспорта, инфраструктуры под общественный транспорт и даже стимулирования совместного использования транспортных средств. Последнее, впрочем, и так вполне успешно практикуется в России, в виде каршеринга или сервисов вроде BlaBlaCar. Тем не менее, очевидно, что такие меры не могут заставить значительное число граждан отказаться от вождения личных автомобилей, как того хочет правительство. 

А в таких ситуациях наша власть обычно прибегает к экономическим методам воздействия. Вероятно, стоит ожидать постепенного введения чего-то похожего и в данном случае: автомобилистам постараются создать такие условия, при которых они сами предпочтут пользоваться общественным транспортом. А методов – уйма: увеличение штрафов за грязный выхлоп, расширение пресловутых «экологических зон», городских зон «только для машин высших экологических классов» и многое другое. 

Интересно, как на эти меры отреагируют граждане, когда «стратегия» начнет воплощаться в жизнь. Автолюбитель Антон, например, считает, что эта транспортная стратегия – очередная сомнительная задумка правительства, которая, во-первых, не будет работать на практике, во-вторых – не решит проблему загрязнения воздуха: 

Вместо того, чтобы по-настоящему наказывать крупные компании, предприятия которых с завидной регулярностью выбрасывают вредные вещества в реки и воздух, и владельцев которых – крупных олигархов – никак не удаётся привлечь к ответственности после очередной техногенной катастрофы, наше правительство предлагает урезать в правах простых граждан, ограничив их в возможности использовать собственное авто, при том, что общественный транспорт и так не всегда справляется со своей нагрузкой. Лучше бы дороги научились нормально чинить! 

Действительно, сложно не согласиться с этими выводами. В прошлом году, например, за многочисленные нарушения природоохранной сферы был оштрафован Челябинский металлургический комбинат. Предприятие с доходом в сотни миллионов рублей оштрафовали на 420 тысяч. Могут ли такие штрафы простимулировать завод изменить свою экологическую политику? Очевидно, что нет. 

Спору нет, экология – действительно очень важная сфера, особенно для России. И некоторые меры, предложенные новой транспортной стратегией, абсолютно нормальны и логичны, например, постройка 250 тысяч зарядных станций для электрокаров. Может быть, стоило бы сосредоточить «экологическую» часть транспортной стратегии именно на электрокарах? Вплоть до каких-нибудь субсидий для автовладельцев, переходящих на этот вид транспорта. Да, понятно, что это не решит проблему выбросов от транспорта. Но ведь транспорт – не основная причина загрязнения воздуха.

Вероятно, властям стоило бы задуматься о какой-нибудь «промышленной» стратегии, и пробивать экологические нормы с этой стороны, а не с транспортной. Тем более, что у нас в стране ущемление владельцев автотранспорта, как обычно, приведет к усугублению социального расслоения: сильнее всего это ударит по наименее обеспеченным автовладельцам, из-за низкого уровня доходов просто не имеющих никакой возможности купить современный автомобиль более высокого «экологического класса».

Фото voicedaily

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©