КПРФ провела в региональном парламенте круглый стол, посвященный проблемам системы скорой медицинской помощи на Дону
12 октября Коммунистическая Партия Российской Федерации провела в Законодательном собрании Ростовской области круглый стол, посвященный эффективности работы бригад скорой помощи. В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы РФ Николай Коломейцев и Евгений Бессонов, депутаты фракции КПРФ в Законодательном собрании Ростовской области, общественники и чиновники из муниципалитетов региона.
Со вступительным словом выступил руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Ростовской области, депутат Алексей Мисан:
Я хотел бы выразить надежду, что наш круглый стол пройдет не под знаменем «красивого отчета», что мы займемся обсуждением реального положения дел. И если у нас есть проблемы и вопросы в направлении работы станция скорой медицинской помощи, а по нашим данным они есть, то мы, все вместе, найдем способ их решения. Как минимум, депутаты Законодательного собрания Ростовской области от партии КПРФ приложат к этому максимум усилий.
Депутат выразил обеспокоенность по поводу того, что в небольших городах области люди иногда ожидают машины скорой помощи от двух до восьми часов, обратил внимание присутствующих на проблемы дефицита врачебного персонала, непригодности половины машин автопарка БСМП:
Почему программы по привлечению медперсонала неэффективны? Соответствуют ли заявленные в отчетах зарплаты медиков фактическим? Какие меры должны быть приняты сегодня, чтобы завтра эти проблемы были решены?
В качестве первого и основного докладчика по этим вопросам выступил Владимир Шин, начальник управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения области. Начал он с того, что рассказала о переменах в управлении системы скорой медицинской помощи: дело в том, что в данный момент эта система находится в ведении администраций муниципальных образований, но с 1 января 2023 года скорая помощь будет находиться под управлением государства. Также Шин привел массу информации и статистики:
Согласно законодательству, на 10 тысяч населения должна работать одна бригада скорой помощи. В Ростовской области должно быть 418 бригад, на 1 октября 2022 года у нас их 493. Из них 145 – это автомобили старше пяти лет. Таким образом, 29% автопарка имеет срок службы более пяти лет. Количество фельдшерских бригад – 261, врачебных – 70.
Одной из основных проблем, похоже, является кадровый дефицит – по словам Владимира Шина, если укомплектованность фельдшерами по Ростовской области держится на относительно неплохом уровне – 77,9%, то с врачами дела обстоят если не катастрофически, то очень плохо: укомплектованность врачебными кадрами составляет всего 42,6%. Достаточно странно в этом контексте прозвучали слова про средние зарплаты медицинского персонала – почему-то были приведены данные только по городу Ростову-на-Дону, были озвучены цифры в 68 тысяч рублей для врачей и 44 тысячи для фельдшеров. Представитель минздрава не озвучил средние зарплаты по муниципалитетам, которые, местами, ниже в два раза.
Ещё более странно прозвучал бодрый рапорт чиновника о так называемых «стимулирующих выплатах». Мы уже поднимали этот вопрос на страницах нашего издания, так как эти выплаты, по большому счету, оказались фикцией. Этот вопрос глубоко прорабатывал депутат Алексей Мисан, озвучивший эту проблему и на круглом столе:
Эти стимулирующие выплаты существуют только на бумаге – да, 10-20 тысяч рублей, но на самом деле, фактически зарплата не увеличилась, так как медикам урезали «коэффициент трудового участия». Так что на деле зарплата осталась примерно на прежнем уровне. Более того, если посмотреть по годам – зарплаты медиков скорее падают. Вот, у меня в руках расчетный лист одного из муниципалитетов. За май 2019-го года – нековидный год, надо сказать – средняя зарплата составляла 34 тысячи рублей. За май 2020-го года – 35 тысяч. А вот май 2021-го и май 2022-го года – уже 31 тысячу рублей. По факту зарплаты не растут. А хотелось бы, чтобы реально доходы выросли. По водителям – то же самое, зарплата до 20 тысяч рублей. Количество машин медленно, но растет, а водителей то не прибавляется. Необходимо поднять зарплату всем.
В ответ на это Шин заявил, что зарплаты осуществляются исходя из расчетов и в соответствии с коллективным договором, всё это решает главврач каждого отдельного медицинского учреждения. При этом, чиновник признал, что после назначения стимулирующих выплат руководители просто перераспределили деньги. Далее Владимир Шин поведал достаточно странную статистическую информацию, согласно которой доля вызовов скорой помощи в Ростовской области со временем доезда менее 20 минут из общего количества вызовов составляет 95,31%.
Вероятно, такие слова покажутся странными любому человеку, которому приходится часто вызывать скорую помощь. Обратил на это внимание и депутат Законодательного собрания области Артур Исаков, рассказавший историю из личного опыта, когда он вызвал скорую помощь для больной родственницы, находясь не где-нибудь в отдаленном поселке, а в Ростове-на-Дону. И скорая ехала более двух часов. По словам Шина, такие ситуации возникают из-за того, что в Ростове несколько станций скорой медицинской помощи, и необязательно, что к человеку, живущему около БСМП, выдвинется экипаж именно из этой больницы. Впрочем, очевидно, что имеются серьезные недоработки в этом плане.
В целом, Владимир Шин выделил две основных проблемы в организации службы скорой помощи. Во-первых – кадровый дефицит врачей и фельдшеров. По словам чиновника, «для решения проблем кадрового дефицита медицинскими организациями и министерством осуществляется планомерная работа», вот только результаты этой работы как-то не очень заметны. Вторая проблема – обновление устаревшего автопарка, Шин рассказал, что в 2023 году в бюджете запланировано приобретение десяти автомобилей из средств облбюджета. Но надо понимать, что это именно обновление – то есть, старые машины заменят новыми, общее количество от этого не увеличится. Также Владимир Шин рассказал о планах создания единой системы, регулирующей потоки бригад скорой помощи:
Современная действительность диктует нам необходимость создания единого колл-центра, диспетчерской для всех бригад скорой помощи в области. С 1 января 2023 года прорабатывается вопрос организации и внедрения централизованной подсистемы управления скорой и неотложной медицинской помощью с целью дальнейшего распространения единой медицинской информационной системы во всех медицинских организациях. И объединения в единое информационное пространство всех станций и отделений скорой помощи в Ростовской области – так как на одних территориях машины простаивают из-за отсутствия вызовов, а на других – напротив, большая перегрузка.
После выступления Владимира Шина слово взял депутат Государственной Думы Николай Коломейцев. Он сразу же поднял вопрос разницы зарплат в медицинских учреждениях Ростова-на-Дону и области, заострил внимание на кадровом дефиците:
Раз укомплектованность только в 42%, получается, что скорой помощи нет у 58% живущих в Ростовской области? И вообще, почему у нас недоукомплектованность, ведь у нас есть медицинский университет, есть специальные программы вроде «Земского доктора», которые разрабатывались как раз с целью резкого уменьшения дефицита кадров. Если бы у нас везде в области действительно была средняя зарплата врачей в 68 тысяч рублей – у вас бы очередь была. Я много езжу по Ростовской области, мне всё время жалуются на низкие зарплаты. А ведь терапевты и врачи скорой помощи – это те, кто находится на переднем фланге борьбы с любой заразой. У нас ведь есть нацпроекты, почему же наблюдаются проблемы с финансированием?
Также Николай Коломейцев обратил внимание на то, что создание единого колл-центра – это, конечно, хорошо, но у нас в области после так называемой «оптимизации медицины» была закрыта большая часть центральных районных больниц, вместо них были организованы межрайонные. Некоторые районы области – очень протяженные, и там наблюдаются серьезные проблемы со связью:
Вы знаете, достаточно сесть в поезд, отъехать от любого города на 10 километров – и связи нет. Когда у нас на удалёнку перешли, многие на деревья залазили, чтобы получить задания. Но если вы вызываешь скорую помощь – на дерево не залезешь, если болен. Поэтому, нужно как-то сделать так, чтобы скорая помощь была в зоне досягаемости. Необходимо комплексно проработать этот вопрос. На мой взгляд, мы недостаточно используем депутатский потенциал. Мы этим займемся, нужно всё это проработать в части финансирования.
Владимир Шин ответил, что по нацпроектам, в частности, «Здравоохранение» работа ведется, но в основном по трём главным направлениям – борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологией и по модернизации первичного звена здравоохранения. Звучало это достаточно странно, учитывая, что буквально неделю назад в СМИ появились новости о том, что власти, собираются на 19% урезать расходы на борьбу с онкологическими заболеваниями, несмотря на то что это одна из самых распространенных причин смерти в России. Также власти собираются сократить расходы и по федеральному проекту «борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», траты на строительство и ремонт больниц, и урезать в целом расходы по бюджетной статье «здравоохранение» на 4%. Далее Шин пожаловался на то, что у медицинских учреждений в данный момент связаны руки, из-за того, что они подведомственны муниципалитетам:
После передачи в государственную собственность мы будем рассматривать вопрос о создании унифицированной сетки оплаты медицинских работников на территории всей Ростовской области. В данный момент сделать этого не можем, ввиду подчиненности.
Николай Коломейцев заявил, что эти проблемы можно и нужно решать через Государственную Думу, и что он лично этим займется, как первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике: необходимо задействовать средства Фонда национального благосостояния, Фонда социального страхования, ввести эти средства в бюджет – тогда можно будет разобраться со множеством финансовых проблем, обновив, например, весь автопарк области. Далее выступил депутат Госдумы Евгений Бессонов – он заметил, что необходимо строить больше новых больниц, и вовремя ремонтировать старые:
Чтобы скорая приезжала быстро, надо чтобы были больницы. Я вчера был в Матвеево-Кургане, там четыре года ремонтируется районная больница. Мне нравится решение о переводе медучреждений под кураторство государства и облздрава, это правильно. Но, может быть, должны быть какие-то специализированные строительные организации, которые будут заниматься строительством именно медицинских учреждений под контролем минздрава?
Депутат Законодательного собрания Ирина Полякова обратила внимание на проблемы скорой помощи в Каменск-Шахтинском – по её словам, официальная статистика сильно расходится с реальностью:
На линию якобы ежедневно выходит 8-9 машин, но по моей информации это не так – из 10 машин фактически на линию выходят только шесть. Наш депутат в городской думе лично столкнулся с тем, что скорую помощь невозможно вызвать. И роженицу тяжелую или человека с отказавшими почками приходится отправлять в Ростов-на-Дону. Это недопустимая ситуация. Я прошу дать мне письменный ответ, сколько конкретно за последние два месяца в день выходит машин, почему наши экипажи скорой помощи коллективно жалуются на то, что им недоплачивают, что не могут добиться взаимопонимания с главврачом.
Достаточно интересный вопрос подняла Татьяна Крашенникова, председатель РОО «Союз общественных инициатив» и помощник депутата Государственной Думы:
Касаемо передачи имущества, которое сейчас находится в управлении муниципалитетов городских больниц: там существуют кабинеты неотложной медицинской помощи. Вот сейчас я смотрю доклад городской Думы по их состоянию. Указано, что на сегодняшний момент у них 174 единицы санитарного автотранспорта. Получается, эта техника тоже будет передана под управление Минздрава, и эти автомашины смогут использовать в ближайших муниципалитетах?
Владимир Шин ответил, что система скорой помощи и система неотложной помощи – два разных формата, автотранспорт находящийся на балансе медицинских организаций по системе неотложной помощи предназначен непосредственно для доставки врача к пациенту, либо пациента к врачу и закреплен именно за кабинетами неотложной помощи. Ввести же этот автотранспорт в систему оказания скорой медицинской помощи невозможно в виду разного нормативно-правового акта и принадлежности. Впрочем, эти автомобили также будут переведены в государственную собственность.
Виктория Хайруллина, помощник депутата Законодательного Собрания Ростовской области обратила внимание на то, что увеличение привлеченного финансирования зависит от числа вызовов, и попросила назвать цифры – сравнительно с временем пандемии, уменьшилось или увеличилось число вызовов. Владимир Шин ответил, что за 9 месяцев 2022-го года было совершено 839863 вызова по области в целом, и по сравнению с ковидным временем идёт уменьшение количества вызовов примерно в четыре раза, но конкретных цифр не привел:
Финансирование осуществляется за каждый выполненный вызов, если уменьшается их число – уменьшается и финансирование.
Ответ вызвал эмоциональную реакцию депутатов, которая выражается в том, что нелогично привязывать существенную часть зарплаты людей, работающих посменно в таком непростом и крайне важном вопросе, к количеству вызовов. После этого вопросы собравшихся к Владимиру Шину закончились, и он покинул мероприятие. Присутствующие обсудили более узкую проблематику. Так, депутат Николай Коломейцев призвал задуматься о мотивации водителей автомобилей скорой помощи – что действительно важно, учитывая, что они не только получают, мягко говоря, весьма скромную заработную плату, но, временами, вынуждены оплачивать ремонт автомобилей из своего кармана. Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании области Алексей Мисан поднял вопрос качества медицинской одежды – её тоже, зачастую, покупают на свои собственные деньги сами медики.
Был выслушан ряд представителей администраций муниципальных образований области по вопросам здравоохранения, были подняты конкретные проблемы тех или иных городов и районов области. Одним из самых интересных докладов можно назвать доклад руководителя — практика — главного врача МБУЗ ЦРБ Аксайского района — Игорь Галеев. Так, например, Николай Коломейцев обратился к администрации Донецка Ростовской области, предложив поставить перед Минздравом вопрос восстановления закрытых отделений и роддома.
В конечном счете, можно сказать, что мероприятие прошло в достаточно интересном и продуктивном ключе – вскрылись многие недостатки системы оказания скорой помощи в регионе, было обсуждено, что с этими недостатками можно сделать, при участии и исполнительной власти, и законодателей, и общественности. Конечно, основная проблема, из которой вытекают все остальные – это, как ни странно, не ограниченность финансирования. Это вполне решаемо, если выстроить правильные механизмы распределения имеющихся финансовых средств. А вот качество подготовки медицинских кадров, защищённость медиков и других сотрудников бригад скорой помощи с точки зрения физической безопасности, их социальный статус и защита, престиж профессии, организация труда, обеспеченность всем необходимым для работы и оказания помощи вместе с зарплатным вопросом формируют основную проблему — нехватку медицинских кадров.
Хочется надеяться, что проведение подобных круглых столов станет традицией – ведь в области огромное количество проблем в самых разных сферах, а исполнительная власть далеко не всегда способна самостоятельно их решить.