УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
С 10 января в России серьезно ужесточилось законодательство в отношении нарушителей правил дорожного движения: отныне, если водитель трижды нарушит ПДД, его могут привлечь к ответственности по новой статье уголовного кодекса – 264, «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами».
Уголовное дело заведут в том случае, если человек, уже имеющий два административных штрафа, нарушит правила дорожного движения в третий раз, в течение 2-3 месяцев. Причем, это может быть даже незначительное нарушение – превышение скорости, выезд на встречную полосу и т.п. За это будет грозить штраф от 200 до 300 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо до 480 часов обязательных работ, либо лишение свободы до двух лет. В случае же, если человек уже был осужден по 264 УК РФ, наказание будет ещё строже – штраф в 300-500 тысяч рублей, либо исправительные работы до двух лет, либо ограничение свободы до трех лет, либо принудительные работы или лишение свободы на тот же срок.
Чем же вызвано такое ужесточение? Авторы этой инициативы (депутаты от фракций «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия-За правду» и «Новые люди») мотивировали это тем, что старое законодательство, по которому в аналогичных ситуациях водителю грозило максимум лишение прав, не работает. На сайте Госдумы приводится статистика, согласно которой половина водителей, привлеченных к административной ответственности, повторно нарушают правила дорожного движения. При этом, если судить по данным ГИБДД, никакого серьезного роста числа нарушений ПДД у нас в стране нет.
Закон вызвал, в целом, смешанную реакцию у населения. Одни, как автовладелец Антон, считают, что ужесточение законодательства в этой сфере – тот редкий случай, когда репрессивная машина работает в нужном русле:
Опасное вождение раньше было довольно мягко наказуемым, поэтому лихачи не боялись использовать проезжую часть как взлетно-посадочную полосу, а такие ребята как Эдвард Бил и Михаил Ефремов чувствовали себя довольно вольготно. Теперь же садясь за руль, будет иметь смысл задуматься, стоит ли в очередной раз превышать скорость на 60 км/ч или выезжать на встречную полосу.
Такая точка зрения вполне оправдана, учитывая, что в России практически каждый месяц случается хотя бы одно ДТП с участием очередного скандального блогера или известной личности. И частенько оказывается, что это далеко не первое нарушение виновника аварии – тот же блогер Эдвард Бил, попавший в резонансное ДТП в прошлом году, за три месяца накопил четыре сотни штрафов за превышение скорости. Впрочем, в законе прописано, что действие статьи не распространяется на случаи фиксации нарушений автоматическими видеокамерами, что, по всей видимости, значительно снизит вероятность поимки лихачей-рецидивистов.
Однако, многие восприняли нововведение весьма негативно: у граждан возникают вопросы касательно недостаточной проработанности закона. Юристы указывают на то, что законопроект был подготовлен слишком быстро, следовательно, новая статья УК вполне может стать причиной перегибов или злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД, индекс доверия к которой один из самых низких, по сравнению с другими подразделениями МВД. С одной стороны, не очень приятно получить уголовное дело из-за временного знака с ограничением скорости в 40 км/ч, или пересечения сплошной – учитывая качество разметки на наших дорогах, особенно зимой. Непонятно, как будут рассматриваться такие ситуации. С другой стороны – людей беспокоит вероятность того, что новый закон станет своеобразной «кормушкой» для недобросовестных автоинспекторов.
Впрочем, пока рано судить как о положительных, так и об отрицательных сторонах этого законопроекта. Ясно только, что выявятся они уже очень скоро. И хочется надеяться, что он будет работать именно так, как задуман – защищать общество от обнаглевших автолихачей, а не ударит по миллионам обычных автовладельцев.