Как живут в отрезанных от «большой земли» хуторах на Дону
На дворе – XXI век, тем не менее, в Ростовской области осталось немало мест, куда крайне сложно добраться, а зачастую – практически невозможно выбраться. Это небольшие населенные пункты, которые географически находятся не так уж и далеко от Ростова – но, из-за рельефа местности отрезаны от «большой земли» реками. При этом, нельзя назвать эти хутора «вымирающими» – в них постоянно живут сотни человек. Пенсионеры, рыбаки, люди, живущие – или скорее выживающие – благодаря личным подсобным хозяйствам.
Хороший пример – это хутор Михайловка, находящийся рядом с ростовским Донецком. Вернее, одновременно и рядом, и далеко: населенные пункты соединены частной паромной переправой через реку Северский Донец. По словам депутата из фракции КПРФ в Законодательном собрания Ростовской области Ирины Поляковой, переправы этой явно недостаточно:
Людям из Михайловки необходимо иметь возможность часто посещать Донецк – одним нужна медицинская помощь, другим – купить продукты. Очень неудобно, что хутор практически отрезан от большой земли. Особенно это усугубляется в зимнее и осеннее время. Нынешний паром принадлежит частному лицу, несколько лет назад прокуратура признала его аварийным, стоял вопрос о закрытии переправы. Местные жители тогда устроили сход – ведь они тогда были бы полностью отрезаны.
Тогда владелец отремонтировал паром, но уже в декабре 2019 года переправу вновь чуть было не закрыли – на сей раз из-за отсутствия лицензии у перевозчика. Причем, внезапно выяснилось, что Ространснадзор признал этот участок реки как «не судоходный», из-за чего перевозчик и не мог получить лицензию. С этой ситуацией позже разобрались, хотя какое-то время жителям пришлось ездить в Донецк, делая огромный крюк. Во всем этом непонятно одно – почему эта переправа не государственная? Паром там существовал ещё при советской власти, разумеется, частным он тогда не был. Получается, вместо того, чтобы обеспечить населению нормальную переправу, власти создают сложности частникам.
Ещё более неприятная ситуация сложилась в Азовском районе, в хуторе Задонье. Территориально это вообще не хутор, а часть города Азова – вот только разделяет их река Дон. В советское время здесь регулярно работала паромная переправа. Сейчас же жители добираются до Азова на катере, курсирующим несколько раз в день. По словам азовчанина Алексея, у которого дача в Задонье, попасть в хутор достаточно сложно:
Только катер. Раньше, в советское время, был паром, сейчас его нет. Зимой ходили ледоколы, разгоняющие лёд. Их сейчас тоже нет, поэтому в зимнее время туда вообще не попасть, разве что по льду идти.
Задонье часто становится объектом разгула стихии – последнее крупное наводнение произошло тут в 2013 году, многие дома были затоплены. Ещё при СССР местных жителей начали переселять, но процесс сразу не задался – людям выдавали квартиры в Азове, но переселились в них не все: очень многие предпочло остаться там, где родились и выросли.
Примерно так же дела обстоят в ещё одном хуторе Азовского района – Донском. Он находится практически в самой дельте Дона, и поэтому также частенько попадает в зону подтопления, но гораздо хуже то, что и в остальное время добраться до большой земли они могут только на лодках. В ранние 90-е годы сюда можно было попасть на «Ракетах», но позже причалы пришли в негодность, а потом речной транспорт и вовсе перестал ходить. Разумеется, есть тут и все сопутствующие проблемы – сложно купить продукты, получить скорую медицинскую помощь: фельдшеры подъезжают на другой берег, а к ним больного нужно уже доставить на лодке.
Впрочем, как раз проблема изоляции Донского, возможно, решится в обозримом будущем: 10 октября в региональном Минтрансе прошло совещание по вопросу восстановления перевозок пассажиров речным транспортом. По словам экспертов, существующая причальная инфраструктура уже позволяет открыть пассажирские перевозки по некоторым маршрутам. В министерстве в данный момент определяют необходимое для региона количество судов.
Тем не менее, этого мало. Понятно, что времена сейчас непростые, но проблемы у этих населённых пунктов начались задолго до санкций и даже экономического кризиса, связанного с пандемией Covid-19. Если бы власти обращали больше внимания хотя бы на поддержание инфраструктуры, которая существовала и функционировала ещё с советских времен, не говоря уже о строительстве новой – решить нынешние проблемы было бы гораздо легче. Разумеется, решать их всё равно придётся, так или иначе, и хочется верить, что эти хутора в конечном счете не опустеют и не вымрут из-за изоляции.