Жителей Ростова-на-Дону ждет очередная транспортная реформа
 
				Власти Ростовской области приняли решение о переводе работы общественного транспорта в регионе на брутто-контракты. По задумке властей это поможет изменить традиционные отношения между перевозчиком и заказчиком в лице муниципалитета, тем самым повышая управляемость городских перевозок и качество обслуживания пассажиров.
Так что же такое брутто-контракты? По сути это договор между заказчиком перевозок (обычно муниципалитетом) и перевозчиком, при котором перевозчик получает оплату не за количество перевезённых пассажиров, а за определённый объём работ  (пробег, количество рейсов и т. д.).
При этом вся выручка остаётся у заказчика (как правило это муниципалитет), а не у перевозчиков. В то же время перевозчики берут на себя обязательства выпустить на линию нужное число транспортных средств, соблюдать расписание, технические требования к подвижному составу и т. д. Риск недовыпуска или невыполнения рейсов лежит преимущественно на перевозчике, который в таком случае теряет в деньгах.
Внедрение брутто-контрактов должно сделать систему общественного транспорта управляемой, предсказуемой и ориентированной на качество. Должны исчезнуть дублирующие друг друга маршруты, транспорт должен будет ходить стабильно и по графику, независимо от времени или дня недели. Все это прописано в контракте и напрямую влияет на заработок транспортных компаний.
В России одним из первых городов, где была введена такая схема взаимодействия с транспортными компаниями стала Москва. Произошло это еще в 2016 году при реформировании маршрутной сети. По итогу частные перевозчики стали работать по договору с «Мосгортрансом» и Департаментом транспорта. Это позволило перевести маршруты на единый билет, брендировать все автобусы в едином стиле, наладить контроль. Город же выплачивает операторам фиксированную ставку за километр пробега. Из крупных городов система также работает в Казани и Екатеринбурге. Там также выплачивают ставку за пробег.
Власти Ростовской области о планах по переходу на брутто-контракты говорят уже несколько лет. Но вопрос постоянно откладывался. По некоторым данным, против выступали частные перевозчики, которые бы лишились прямых поступлений. И это вполне логично, как заявил губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь, при действующей модели значительная часть наличной выручки могла не доходить до бюджета. По некоторым оценкам, неучтённый оборот может достигать 30%.
На сегодня решение о переходе на брутто-контракты уже практически принято. Но стоит учесть, что переход этот будет весьма затратным. По предварительным подсчетам он обойдется бюджету в 15,3 млрд рублей в год, из которых 10,5 млрд придется на один только Ростов. Однако оптимизация маршрутной сети может снизить эти расходы.
В 2026 году систему хотят протестировать на маршрутах к садовым товариществам. На эти цели в бюджете предусмотрели 250 миллионов рублей.
В Ростове переход, вероятнее всего, случится в 2027 году, когда будет проведен новый конкурс на обслуживание маршрутов. Уже известно, что власти города хотят увеличить долю муниципального перевозчика — МУП «Ростовпассажиртранс». Об этом на встрече с жителями в сентябре обмолвился директор департамента транспорта Константин Лашенко.
«Сегодня транспортное обслуживание осуществляют 11 компаний. Главой города поставлена задача к 2027 году по окончанию срока муниципальных контрактов сократить количество частных предприятий и увеличить долю муниципального транспорта. Оплата водителям будет за количество выполненных рейсов либо за километраж», — рассказал чиновник.
И вроде бы, затея хорошая, но тут включается экономика и ситуация в ней. Все дело в том, что у частных перевозчиков и муниципальных очень разные подходы к формированию тарифа. Так, в сентябре ряд частных перевозчиков опубликовали письмо к властям, где заявили о своем бедственном положении и необходимости поднять тариф до 68 рублей.
Однако власти города заявили, что никаких писем и расчетов от частников не получали. Но получили их от муниципального перевозчика, который занимает большую долю рынка. Планируется, что новый тариф будет от 41 до 48 рублей в зависимости от стоимости оплаты. И тут уже возникают вопросы о том, хватит ли этих денег. Все же муниципальный перевозчик тратит на обновление подвижного состава деньги бюджета, а бизнесу надо зарабатывать. Хотя вопрос о том, будет ли бизнес исполнять контракты честно и добросовестно, тоже остается открытым.
По мнению депутата городской думы от КПРФ Малика Мамаева введение брутто-контрактов поможет избежать чрезмерного влияния перевозчиков на рынок
«Вопрос стоимости брутто-контракта, на мой взгляд, вторичный. Задачей муниципалитета является обеспечение населения надёжным и качественным общественным транспортом. Надёжность с позиций горожанина – это регулярность и доступность общественного транспорта — говорит Малик Мамаев. В современных условиях наблюдается определённый «диктат» перевозчика, а горожанин остается в числе дискриминируемых. Переход на систему контрактов в общественном транспорте обеспечивает комплексную защиту интересов населения муниципалитетом. Остаются вопросы оптимизации маршрутной сети, обеспечение контроля за выполнением контрактных обязательств перевозчиками со стороны муниципалитета и общественности. Считаю, эти вопросы – решаемые».

Депутат считает, что озвучиваемых властями сумм при работе по брутто-контрактов хватит на то, чтобы отрасль себя хорошо чувствовала и работала.
«О стоимости брутто-контракта можно рассуждать, обратившись к статистике перевозок общественного транспорта города Ростова-на-Дону, которая составляет около 140 млн пассажиров в год. Несложные расчёты позволяют заключить, что 10 млрд. рублей превышают валовую выручку перевозчиков. Этой суммы хватит на всё – обновление и модернизацию парка, оплату водителям и на другие вопросы», — считает Мамаев.
Транспортная проблема для Ростова остается одной из основных и попытки что-то изменить чаще всего заканчиваются скандалом. Многие жители помнят транспортную реформу 2018 года, которую из-за чемпионата мира провели осенью. Причем первые дни выпали как раз на сильное похолодание. Результатом реформы стало отсутствие транспорта. Люди часами ждали автобусы на остановках на холоде. На некоторых маршрутах начали работать автобусы не той вместимости, что привело к забитому транспорту. И курировал все глава администрации Ростова Виталий Кушнарев, который до этого был министром транспорта. Сейчас же он находится на скамье подсудимых за получение взятки.
С тех пор проблемы общественного транспорта решить пока так и не удалось. Очереди на остановках, отсутствие транспорта в вечернее время и по выходным. Все это на повестке дня ежедневно. А бонусом стала острая нехватка водителей. Чиновники ищут варианты исправить ситуацию, но пока тщетно. Рассматривают разные варианты, некоторые из них весьма спорные, например, привлечь мигрантов или начать выдавать права на разрешение управлять автобусами уже с 18 лет.
По мнению депутата городской думы проблема Ростова в низкой пропускной способности дорог и при высокой плотности.
«Одной из проблем города является пропускная способность улично-дорожной сети, которую для общественного транспорта можно решить за счёт увеличения выделенных полос, с ужесточением контроля за их занятие частным транспортом. Эта мера снимет вопрос обеспечения расписания движения общественного транспорта. Вообще говоря, контроль за состоянием полос общественного транспорта можно «передавать» перевозчикам, которые должны проводить фото и видеофиксацию нарушений с последующей их передачей в соответствующие органы. Возможно, не заниматься эвакуацией транспортных средств с выделенных полос для общественного транспорта, а пустить по городу мобильные группы для выявления нарушений и выписывания штрафов – будет действенный контроль», — добавил Малик Мамаев.
Получится ли исправить работу общественного транспорта в Ростова покажет только время.
 
									
 
						
