ОБЩЕСТВО ТОП

УНИКАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ДОНУ

В начале июня появилась информация, что ВУЗы в России больше не принимают участие в Болонском процессе. Это означает, что систему высшего образования в стране ждут изменения. Глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, «что в ближайшие несколько лет Россия перейдет к национальной системе высшего образования». Но какой-либо конкретики еще нет. И пока нет точного понимания, какими станут ВУЗы будущего, можно посмотреть на совсем новый опыт обучения студентов Донского края.

В 2021 году в Ростове-на-Дону при Донском Государственном Техническом университете появился «Т-университет». Это первое учебное заведение такого рода на юге России. Модель обучения в ВУЗе позволяет выпускникам школ не сразу делать выбор, кем они хотят быть, а дает возможность познакомиться с разными специальностями и узнать, что подходит именно им.

Весь процесс обучения строится по новому принципу: ученики в первом семестре получают общие знания, а со второго семестра могут самостоятельно выбирать предметы, которые им интересны. При этом предметы могут относиться к разным областям знаний, например, литература и робототехника или даже шахматы.

По окончанию первого курса студентов разделяют на 6 профилей. И они начинают изучать науки в определенной области знаний: гуманитарные, социальные, естественные и другие. Так, к началу третьего курса обучающиеся попробуют разные направления и уже смогут определиться со специальностью, которую будут углублённо изучать следующие 2 года.

Подобная система обучения помогает не только вдумчиво выбрать профессию, но и приобрести уникальные знания, которые сейчас нужны работодателям. В современном мире недостаточно владеть одной специальностью, от сотрудников требуют дополнительных навыков –«soft skills» и «hard skills». При подобном подходе к обучению их проще приобрести.

Сотрудники «Т-университета», пока что не готовы оглашать результаты первого года обучения. Но нам удалось пообщаться со студенткой, которая училась до этого заочно по стандартной системе обучения, а в этом году опробовала новинку ДГТУ.

— До «Т-университета», у вас был опыт обучения в «стандартном» ВУЗе, вы бы могли рассказать сколько там проучились и почему ушли из него?

Я училась на бакалавриате в Институте Кино и Телевиденья г. Санкт-Петербурга на заочке и после первой же сессии отчислилась, потому что мне не подошел формат обучения. По моему мнению, у нас было много ненужных и скучных дисциплин, а тестирования проводились с помощью заучивания билетов. Подобный способ обучения оказался не для меня.

-Как вы узнали про «Т-университет» и почему решили поступать именно в него?

Изначально я поступала на факультет экономики и управления, но на днях навигации (первые две недели после поступления в университет прим. ред.) нам предоставили возможность ознакомиться со «школой Х» для инженеров и «Т-университетом». Меня заинтересовала система обучения, и я решила попробовать.

— Какие важные различия вы бы могли выделить между двумя университетами?

На бакалавриате много бюрократии, жесткие требования к выполнению письменных работ. Но основное различие — индивидуальный подход к студентам. Было сложно общаться с преподавателями, потому что они ведут лекции у 10 групп по 200 человек, и тебя не знают в лицо. А в «Т-университете» в каждом потоке есть свой тьютор. Он выступает в роли наставника, который подскажет как лучше распределить свое время, поможет справиться с переживаниями. А если возникают конфликты между студентами, то он может собрать психологический сеанс для всего потока, чтобы вы смогли наладить отношения. С преподавателями всегда можно договориться, если ты болеешь, ради тебя одного подключат прямую трансляцию пары.

Еще в «Т-университете» каждые пол года меняются потоки, это сделано чтобы мы могли, как можно лучше социализироваться. Каждый семестр, ты знакомишься с новыми людьми и учишься выстраивать с ними работу в команде.

Отличается и сам формат обучения: нет скучных лекций и зазубривания. Много разных способов подачи материалов, например – дебаты. После первого года обучения, я понимаю, что это один из лучших способов запоминания информации: когда ты отстаиваешь свою позицию, тебе нужно хорошо изучить материал. В споре рождается истина, и хорошо запоминается материал.

Еще один из форматов – перевернутый класс. Если обычно преподаватель опрашивает студентов, то тут вы меняетесь местами, и уже ты задаешь ему вопросы по теме, которую изучал дома.

— Какие недоработки есть у «Т-университета»?

«Т-университет» существует всего год, и естественно есть недоработки. Изначально были проблемы с расписанием, хотя я прекрасно понимаю, почему это происходило. Нам хотели сделать удобное расписание, чтобы мы могли посетить все и сразу. Из-за этого были большие интервалы между занятиями. Нас внедряли в уже устоявшееся за многие годы университетское расписание. Но после первых двух месяцев обучения эта проблема решилась.

Иногда перед нами ставят заведомо невыполнимые задачи. И после остается чувство неудовлетворенности, как будто ты пробуешь их решить, но на деле решить их не можешь. Один из таких проектов — колонизация Марса.

Однако рефлексируя на эту тему, я поняла, что сама цель была не решить эту задачу, а изучить все естественные науки: химию, физику, геологию и т.п. Мы даже ходили в экспедицию, чтобы научиться брать пробы воды и почвы, а потом исследовали их в лаборатории.

— Поменялось ли ваше решение по поводу специальности, которую вы будете получать после 2 курса?

Радикально мое желание не поменялось. Зато я уже точно убедилась, что технические науки это не мое. Поэтому по окончанию 1 курса я выбрала социальные науки. Но это будет не только экономика и управление, но и психология, и медиакоммуникации. Возможно после второй контрольной точки я захочу выбрать не экономику, а психологию и уже потом профильно изучать только ее.

В модели обучения «Т-университет» есть много плюсов, но также возникает много вопросов: не мало ли изучать специальность всего два года? Действительно уход от стандартных лекций принесет свои плоды? Как все новое и непроверенное, это пугает родителей и студентов.

Это новый вид обучения, и мы не знаем, что получится в итоге. Никто не может быть на данный момент уверен, что студенты «Т-университете» будут лучше тех, кто заканчивал бакалавриат, или наоборот. Должно пройти время, чтобы увидеть итоговую картину. Однако создание новых форматов обучения – это путь развития, который поможет нам улучшить систему образования.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©