ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦЕНЫ НА ТРАНСПОРТ В РОСТОВЕ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ?
В начале октября в Ростовской области подорожал проезд в пригородном и междугороднем транспорте:
*Батайск – Ростов: с 30 до 35 рублей
*Волгодонск: с 19 до 24 рублей
*Таганрог: с 20 до 25 рублей
*Шахты: с 24 до 27 рублей
Для того, чтобы выяснить, насколько оправдано повышение цен, мы решили узнать механизм формирования стоимости транспортных услуг.
Существует два вида АТП: государственные и коммерческие. В Ростове перевозками занимаются три государственные и 11 частных компаний.
Компании получают свои маршруты, принимая участие в тендерах. Для того, чтобы выиграть желаемый маршрут, нужно соблюдать условия: транспорт должен соответствовать нормам, должно хватать машин и людей для осуществления работы. Маршрут получает то АТП, которое предлагает наилучшие условия. Часто компаниям приходится приобретать автобусы в лизинг, чтобы подходить под заявленные требования.
Муниципалитет выступает в роли заказчика и осуществляет контроль за исполнением договора: проверяет техническое состояние подвижного состава, количество транспорта на маршруте и соблюдение санитарно-эпидемиологических мер.
Основной источник прибыли – это пассажиры. Оплата проезда происходит двумя способами: наличные и безналичный проезд. И если бесконтактные платежи легко посчитать, то количество людей, которые оплатили услугу наличными, остается на совести водителя.
В период локдауна, когда количество пассажиров значительно сократилось, АТП оказались в затруднительном положении. Деньги перестали поступать, а платежи по кредитам никто не отменял, и компании работали себе в убыток.
По словам пресс-секретаря областного министерства транспорта Алексея Зотьева, в период локдауна на федеральном и региональном уровне АТП оказывалась материальная помощь. Некоторым предприятиям выделялись субсидии для погашения лизинговых платежей. Однако подобная помощь была разовая.
И если локдаун 2020 года остался позади, то другие проблемы никуда не делись. Основная статья расходов любого транспортного предприятия – это топливо и запчасти. Цена на топливо в последние годы стремительно растет. Ниже представлен график повышения цен на бензин и проезд в автобусе.
(Данные для таблицы были взяты из rosinfostat.ru и материал 161.ru https://161.ru/text/transport/2019/03/20/66024568/)
При детальном рассмотрении таблицы видно, что цена на бензин растет быстрее, чем на проезд. В 2017 году проезд подняли до 24 рублей, бензин стоил 36,5 рублей за литр. В 2021 году сумма проезда составляет 26 рублей, всего на 2 рубля выше, чем в 2017, а цена на бензин – 44 рубля за литр, она стала выше на 7,5 рублей.
Получается, что расходники дорожают, а цена на проезд остается прежней. Есть два вида тарифов: нерегулируемые и регулируемые. И если представители первых относительно самостоятельно могут решать, поднять ли цену, то второй группе это сделать гораздо сложнее.
Для того, чтобы увеличить цены на перевозки, компании уведомляют заказчика (муниципалитет) о повышении оплаты и предоставляют документы, которые подтверждают, что издержки выросли. Все документы тщательно изучаются и принимается решение, обоснован ли запрос на повышение цены. И если да, то цена растет.
Государство не может устанавливать фиксированную цену за проезд, ведь у нас рыночная экономика, а не плановая. Подобный способ окончательно «убьет» транспортную отрасль. Перевозка пассажиров – это бизнес, и ни один предприниматель не согласится работать себе в убыток.
После жалоб перевозчиков в администрации Ростова провели совещание о проблемных вопросах транспортной отрасли. Но ни к какому компромиссу они не пришли. В ходе круглого стола, директор департамента транспорта донской столицы Христофор Ермашов рассказал о видении ситуации:
«Мы мониторим проблемы перевозчиков и учитываем их.
Убытки также нами мониторятся. На 2020 они составили более 800 млн, за 1 полугодие 2021- более 270 миллионов. Свою лепту также внесло и снижение пассажиропотока в 2020 году, в общем по году на 20%. В рамках контрактных обязательств вы обновили подвижной состав, улучшив качество услуг, администрация благодарна вам за это и понимает, что есть обязательства по оплате лизинга.
Рост эксплуатационных затрат — в части материалов на 50-80%, запчастей до 90%, {подорожание} дизельного топлива — все это обуславливает тяжелое социально экономическое состояние.
Мы должны найти тот баланс, который удовлетворит жителей и их запрос в качественном оказании услуг, а с другой стороны создаст условия для оказания этих услуг.»
Конечно, лучшее решение проблемы – это общее улучшение благосостояния населения, как пассажиров, так и перевозчиков, чтобы повышение проезда на 5 рублей, не было ощутимо для жителей регионов. Но это уже совсем другой вопрос…
Будет ли повышение оплаты проезда в Ростове? Обязательно будет, однако на данный момент неизвестно, когда и на сколько. Сити-менеджер Алексей Логвиненко, в эфире телеканала «Дон 24» сообщил, что повышение цены на проезд в автобусе, скорее всего будет 2022 году. Без этой меры не получится добиться рентабельности пассажирских перевозок. А от благосостояния компаний зависит качество предоставляемых услуг, которое на данный момент оставляет желать лучшего.