БИЗНЕС ВЛАСТЬ ОБЩЕСТВО ТОП

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ НАПОМНИТ НАМ ОБ АТМОСФЕРЕ «ДЕВЯНОСТЫХ»

В России легализован параллельный импорт, то есть ввоз в страну товаров без согласия правообладателя бренда. 

В нашей стране уже был период, когда «параллельный импорт» господствовал в отечественной торговле. Это – приснопамятные «девяностые годы». Официальное разрешение стартовало в 1992 году после принятия закона «О товарных знаках». Тогда прилавки российских магазинов, ларьков и рынков заполнили «челноки», а также импортеры посерьезнее, товарами, купленными в близлежащих странах. Причем, это могли быть как оригинальные бренды, так и контрафакт, подделки под «брендовость». Поэтому при покупке надо было следить, чтобы вместо Adidas не купить какой-нибудь Abibas. Впрочем, и надпись Adidas не гарантировала подлинности изделия. 

«Новая эпоха» началась в 2002 году, когда были внесены поправки в тот самый закон «О товарных знаках». Согласно им, параллельный импорт был запрещен, а ввоз в РФ брендовых товаров мог осуществляться напрямую или через официальных дилеров с разрешения правообладателя товарного знака. Так правительство РФ пыталось ввести отечественную торговлю в «цивилизованные рамки». Но нормальный диалог с «цивилизацией» не сложился, и спустя двадцать лет Россия вновь разрешает параллельный импорт. 

США, Евросоюз и Япония ограничили цену разрешенных к ввозу в Россию автомобилей в 50 тыс. долларов или евро. Однако дорогие машины премиальных марок в Россию все равно завозят – но теперь покупая их в третьих странах, перекупая из третьих рук. 

О реализации схем параллельного импорта практически официально говорят и в Ростовской области с властных трибун. Так, в августе 2022 года на заседании комиссии городской думы Ростова-на-Дону по экономике и промышленности замглавы администрации Пролетарского района Александр Сокольский рассказал про автосалон «Культ авто», который первым начал поставки автомобилей по схеме параллельного импорта. 

Согласно этой схеме, ростовчанин может купить любой автомобиль – хоть немецкий, хоть американский, – обратившись в автосалон. Этот автомобиль привезут, правда, он сделает крюк по миру. Сначала его ввезут в Объединенные Арабские Эмираты, потом доставят в Казахстан, а уж потом – в Россию. Что любопытно, цена на такой автомобиль, «попутешествовавший по миру», будет не выше, чем у официальных представителей, а, наоборот, даже ниже. 

Автопродавцы в Интернете уже вовсю обещают ростовчанам «авто из ОАЭ, Германии, Кореи, США, республики Казахстан», предлагая выбирать понравившуюся марку. 

Но далеко не все автолюбители готовы покупать товар, доставленный по схемам параллельного импорта. Например, спустя месяц после резонансного выступления Сокольского, на сайте госзакупок появилось объявление ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения», занимающегося перевозкой членов правительства Ростовской области. Управление объявило о закупке трех иностранных автомобилей, в том числе двух Mercedes-Benz E-класса, как раз подпадающих под санкции ЕС. Но при этом, по условиям контракта, машины должны быть выпущены не позже 2019 года и иметь пробег не больше 50 тыс. километров. В некоторых ростовских СМИ тогда сыронизировали, что областные чиновники готовы ездить на б/у иномарках, только не пользоваться услугами «параллельных импортеров». 

Одной из причин может быть то, что дорогое изделие – такое как брендовый автомобиль – может быть не приспособлено, не предназначено для России и российских условий. Иными словами, Mercedes, произведенный немцами для жителей ОАЭ, отличается от произведенного для России. Например, системы кондиционирования и обогрева настроены по-другому, с учетом климата другой страны. Это может доставить проблемы зимой, когда двигатель не будет нормально прогреваться. 

Надеяться, что товар, доставленный новыми «челноками», будет намного дешевле «официального», вряд ли стоит. Например, купить автомобиль в том же Казахстане не так-то просто. Согласно казахстанским законам, купить в местном салоне новый автомобиль может только гражданин Казахстана. Это значит, что, прежде чем машина доедет до ростовчанина, появляется большая цепочка посредников, каждый из которых хочет получить свою долю прибыли за счет покупателя. В общем, по многим причинам вряд ли следует ожидать точного воспроизведения 1990-х годов, когда армады иномарок просто перегоняли в Россию какие-то мелкие частники из близлежащих стран. Ну, и конечно же, покупая товар посредством параллельного импорта, покупатель не сможет рассчитывать ни на какие гарантии производителя.

Тем не менее, развитие параллельного импорта в нынешних условиях выглядит неизбежным – как оно было неизбежным в 1990-х годах. Но причиной сегодня будет то, что, несмотря на обещания импортозамещения, оно просто не успеет быстро произойти и покрыть все потребности потребителей. 

В ростовской компании «Атлантис-Пак» – крупном производителе пищевой пленки – весной 2022 года сообщили, что российское сырье составляет в их производстве 50%. К 2023 году удастся нарастить российскую долю до 70%. Остальные 30% предполагается ввезти через все тот же параллельный импорт.

Предполагая возможные перспективы развития параллельного импорта, можно уверенно сказать, что, конечно, воспроизведения «девяностых годов» не будет. Армий «челноков» и перегонщиков авто не появится. При этом качество товаров на рынке снизится – хотя и цены в каких-то сегментах, благодаря параллельному импорту, не будут расти или даже где-то уменьшатся. В общем, российскому потребителю надо будет учиться быть вновь менее требовательным и разборчивым.

Фото яндекс

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©