ОТЧЕТ О РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ РОСТОВА
![](https://voicedaily.ru/wp-content/uploads/2022/02/img_3875.jpg)
Недавно под постом в официальном инстаграме ростовского сити-менеджера Алексея Логвиненко, где он отчитался об успехах Ростова в сфере ЖКХ за 2021 год, началась жестокая дискуссия. По мнению Логвиненко, коммунальщики проделали за год «колоссальную работу»: в городе ускорилась замена изношенных объектов инфраструктуры. Также Логвиненко обратил внимание на то, что городскому бюджету удалось сэкономить 200 миллионов рублей на содержании улично-дорожной сети, и рассказал о благоустройстве парков города.
![](https://voicedaily.ru/wp-content/uploads/2022/02/img_3875.jpg)
Горожане, впрочем, отреагировали на эти слова без особого восторга, указав на множество неразрешенных проблем: например, отсутствия нормальных дорог и освещения на ул. 2-й Володарской. Одна гражданка написала, что уже два года бьется над тем, чтобы власти отремонтировали остановочный комплекс Стачки 1902 года, и пока что не получила ничего, кроме отписок из ведомств и пустых обещаний. Было, разумеется, и много общих слов о состоянии дорог в Ростове, а также «чудесной» работе недавно открытой горячей линии о ямах на дорогах.
Разумеется, горожан понять можно – в конце концов, их критика основывается на том, что они живут в Ростове-на-Дону, и могут действительно объективно оценивать работу городской администрации. По большому счету, только жители города и могут это делать – но никак не представители администрации в кепках за 60 тысяч рублей, сидящие в башне из слоновой кости и только изредка спускающиеся «в народ». Впрочем, контролировать выполнение чиновниками их обещаний – задача непростая.
![](https://voicedaily.ru/wp-content/uploads/2022/02/whatsapp-image-2022-02-18-at-08.58.37-768x1024.jpeg)
Вспомнить, хотя бы, программу, с которой «Единая Россия», во главе с Логвиненко, шла на выборы в 2020-м году. Честно говоря, вспомнить её не так-то просто – ведь сайт ростов-дом2020.рф, посвященный этой предвыборной программе, уже какое-то время не работает. Интересно, почему? Складывается впечатление, что это просто очень удобный способ избавиться от предвыборных обещаний. Ну, либо, этот список был составлен исключительно под выборы, а как они прошли – так исчезла и необходимость в том, чтобы поддерживать работу сайта. Как бы там ни было, программа всё же сохранилась – её можно найти на давно заброшенной страничке в Инстаграме, посвященной всё тем же выборам.
Что такое Ростов? Дом, в котором мы живем все вместе. А дом должен быть в порядке – с этой реплики Логвиненко начинался рассказ о том, как «Единая Россия» преобразит Ростов за ближайшие пять лет. Прошла уже половина этого срока. Занятно, но Алексей Логвиненко, в своих предвыборных обещаниях сказал много слов о «популистских предложениях, которые невозможно реализовать» – дескать, нужно не только предлагать, но и осознавать последствия. Правда, Логвиненко в тот момент подразумевал предложения от «иных партий», а не от «Единой России». Удалось ли «единороссам» выполнить свои обещания?
Одним из важных направлений работы, упомянутым будущим сити-менеджером, стали борьба с дорожными пробками и строительство новых микрорайонов – по причине того, что «изменить центр города, увеличить улицы для проезда – невозможно». По словам Логвиненко, их предполагалось строить «по самым современным требованиям», учитывая «пропускную способность дорожного полотна» и выстраивая сопутствующую социальную инфраструктуру – детские сады, школы, объекты культуры и спорта. Вдобавок, Логвиненко в своих обещаниях акцентировал внимание в том числе и на этом виде транспорта, говоря о необходимости возврата к «старой, советской модели», где большую часть общественного транспорта составляли троллейбусы и трамваи. Алексей Валентинович вдохновенно рассказывал о качественном и экологичном электрическом транспорте, оборудованном всеми необходимыми системами, включая кондиционеры, которым будут с удовольствием пользоваться жители города. Что мы видим на деле?
Что мы имеем в результате? В центре Ростова действительно если не невозможно, то очень сложно повысить пропускную способность. В конце концов, город недавно занял «почётное» 23 место среди городов мира по загруженности дорог. Ситуацию прокомментировала глава ростовского отделения организации «Городские проекты» Марина Максакова:
У Ростова много проблем с дорожным движением: парковка в центре, парковка в несколько рядов, то, что самые оживлённые улицы заняты как личным транспортом, так и общественным, с которым много проблем: начиная от убитого трамвая, который также на существующих линиях при реконструкции не сделали выделенным (а трамвай это экологичный транспорт с отличной пропускной способностью, его нужно только отделить от проезжей части), до того, что во многих местах всё также ходят маршрутки, плюс общественный транспорт в принципе работает не так, как того требует современная жизнь. Линии и правила нужно пересматривать, запрещать парковку в центре и стимулировать переход на качественно работающий общественный транспорт. Стимулировать велодвижение – нужна общегородская сеть, а не отдельные места для катания, как сейчас.
Со спальными районами ещё дополнительные проблемы: по-хорошему, их вообще не должно быть. Новые районы нужно строить с учётом того, что там будет много рабочих мест, чтобы не провоцировать «маятниковый эффект»: утром все едут в центр, вечером обратно по одной дороге. Также до строительства районов уже должны быть построены и работать дороги и общественный транспорт, как это делают в развитых странах. Дело в том, что если сейчас построить около любого ЖК развязки, надземные или подземные переходы, ничего не поедет.
Дороги в городе вообще не нужно расширять, необходимо создать все условия для того, чтобы горожанам было выгоднее и быстрее ехать на общественном транспорте, невозможно всех обеспечить машинами. Также город не обязан выделять любому желающему в нескольких удобных для него местах бесплатные парковочные места. В крайнем случае сейчас можно делать перехватывающие парковки, чтобы люди хотя бы в городе пересаживались на общественный транспорт.
Всё это – большая и масштабная работа. Администрация должна начать с чистого листа и пересмотреть весь концепт (с привлечением специалистов, в том числе и иностранных), а не пытаться ради личного пиара предлагать заведомо проигрышные идеи типа постройки или расширения дорог в одном месте, чтобы просто на несколько сот метров перенести пробки, которые будут в любом случае.
Действительно, дела с «новыми микрорайонами», обещанными единороссами, обстоят чуть ли не хуже, чем с центром города. Чего стоит хотя бы один ЖК «Суворовский», который блогер-урбанист Илья Варламов ёмко описал как «70 многоэтажек, которые просто стоят в поле за городом». Инфраструктура соответственная: однополосная дорога, которую только собираются расширять, для чего предполагается снести больше сотни домов.
Удивительно, но похоже, что при проектировании ЖК пропускную способность дорожного полотна, о которой говорил Логвиненко, всё же не учли. Как и нагрузку на электросети – жители микрорайона частенько жалуются на отключения электроэнергии. С социальными объектами тоже не всё в порядке – одна единственная школа №75, рассчитанная на 1340 учеников. Неудивительно, что уже в 2021 году в ней в две смены училось почти в четыре раза больше детей. В общем, похоже, что именно предвыборные обещания «Единой России» и Логвиненко касательно постройки новых ЖК, разгрузки пропускной способности дорог в городе и, частично, электротранспорта (не считая, конечно, наполеоновских планов о «скоростном трамвае») оказались «популистскими».
Впрочем, не настолько популистскими и нереализуемыми, как тема грунтовых дорог в Ростове-на-Дону, также поднятая Алексеем Логвиненко в предвыборной программе-2020. Тогда он сказал, что в городе более 700 грунтовых дорог, и перевод их в асфальт – дорогостоящее мероприятие, но благодаря нацпроекту «безопасные и качественные автомобильные дороги» у города появилась возможность тратить по 550 миллионов рублей в год на ремонт действующих автодорог. Будущий сити-менеджер заявил, что в прошлом (2019) году было отремонтировано 26 дорог, в этом (2020) – 25, а высвободившиеся средства будут направлены на перевод грунтовок в асфальт. И, цитата – «наша стратегическая задача – в ближайшие пять лет 75% грунтовых дорог перевести в асфальт».
Итак, если представить, что в Ростове в 2020 году было не «более 700», а «700» грунтовок – в планах Логвиненко и «Единой России» был перевод 525 из них в асфальт за пять лет. И это называется «реализуемым планом»? Совершенно неудивительно, что уже в ноябре следующего года в телепрограмме «Вести-Дон», уже действующий сити-менеджер Логвиненко называл совершенно иные цифры. Оказалось, что в Ростове не «более 700» а «795» грунтовых дорог, и что в 2020 году заасфальтировали шесть улиц, в 2021 – четырнадцать, а в 2022 планируется ещё двадцать восемь. Вместе получается около 50 улиц за два с половиной года, то есть менее 7% от цифры в 795 ростовских грунтовых улиц. Даже если предположить, что темпы асфальтирования будут наращиваться вдвое каждый год – никакими 75% за пять лет, заявленными «Единой Россией» тут и не пахнет.
Интересны и обещания касательно городских парков – в отличие от вышеперечисленных, они не были озвучены самим Логвиненко, а являлись как бы частью программы других кандидатов от партии власти. Например, в 2021 году предполагалось достроить «вторую милю» экологического парка вдоль реки Темерник. Однако, в сроки уложиться не удалось: из-за «серьезных нарушений и недочетов» к концу 2021 года еле-еле успели достроить «первую милю».
Куда более интересная история вышла с парком им. 8 Марта. Его должны были передать в муниципальную собственность и провести «комплексную реконструкцию». Казалось бы, не такая сложная задача. Но внезапно выяснилось, что центральная часть парка вроде как продана, причем «втайне от города». Позже оказалось, что речь идёт не о продаже, а об аренде, но сути проблемы это не изменило: реконструкция парка невозможна, пока он не принадлежит городу. О проблеме рассказывает местный житель и член общественного движения «Новое Поселение», Александр Миненко, проживающий в этом районе уже 30 лет:
![](https://voicedaily.ru/wp-content/uploads/2022/02/whatsapp-image-2022-02-18-at-08.57.18-1024x768.jpeg)
Ещё в 10-х годах арбитражным судом были узаконены несуществующие в парке трибуны. Их буквально никогда не было – там были какие-то фундаменты, но они никогда не были трибунами. Потом была узаконена земля под трибунами, и получилось, что земля стала собственностью. Также была узаконена спортплощадка и земля под ней. Плюс, обширная территория была в собственности у ДОСААФ, потом они перепродали эту аренду Хабезскому заводу – непонятно зачем эта аренда заводу, земля была сдана в аренду под «военно-патриотические цели». Ну, как бы, организация ДОСААФ за последние лет 20 никакой такой деятельности не вела. Непонятно и то, зачем гипсовому заводу из другого региона брать аренду с теми же самыми «военно-патриотическими» целями. У местных жителей вызывает опасения тот факт, что эту землю уже пытались продать пару лет назад под застройку, было соответствующее объявление на Авито. Собственники постоянно меняются, то какая-то фирма «Гранит» была, то вот Хабезский завод.
Очень вероятно, что власти сейчас облагородят нижнюю часть парка, а центральную территорию несколько раз перепродадут, и её потом кто-нибудь выкупит для застройки. Инфраструктура развита, школы, детские сады, зеленую зону сейчас вот сделают за муниципальные деньги. Тем более, учитывая как сейчас часто передают земли под точечную застройку, переводя их в другую категорию – даже в нашем Ленинском районе постановление горадминистрации на ул. 8 Марта выкупили участок земли и администрация с гордумой точечно перевели этот участок из одной зоны жилой застройки в другую – где можно строить многоэтажки, и сейчас там построили ЖК «Царское село» вокруг частного сектора. Такая практика, к сожалению, существует, и это вызывает у нас серьезные опасения.
![](https://voicedaily.ru/wp-content/uploads/2022/02/whatsapp-image-2022-02-18-at-08.57.18-1-1024x768.jpeg)
С озеленением города тоже не всё гладко – так, например, просто возмутительная история произошла в 2021 году с еловой рощей в Александровке, на проспекте 40-летия Победы. Ситуацию прокомментировал общественник Александр Вязников:
Напротив девятой поликлиники ещё в советские времена разбили небольшой сквер с небольшой горкой, где росли ели. В прошлом году напротив скверика появился щит, на котором было написано, что здесь вскоре будет проводиться благоустройство территории общего пользования. Многие местные жители обрадовались – все думали, что в скверике поставят скамеечки, где можно будет спокойно отдыхать в тени деревьев. Но в конечном итоге всё оказалось иначе. Приехали рабочие, сняли грунт, обнажив корни деревьев, а частично и подрубив их. В сквере начали строить бетонные конструкции. Оказалось, что под «благоустройством» подразумевалась установка двух торговых павильонов. Причем не рядом с деревьями, а прямо под ними. В общем, в результате этих действий, по всей видимости, погибнут деревья – и всё это ради пары торговых киосков. Замечательное «озеленение» и «благоустройство».
В общем, из «озеленительно-парковых» обещаний удалось завершить (хоть и не без труда) только реконструкцию парка «Собино», и начать благоустройство парка им. 70-летия Победы в Суворовском микрорайоне.
Ещё одной важной составляющей предвыборной программы «ЕР» была реконструкция систем ливневой канализации и строительство очистных сооружений для ливневых сточных вод. Обещание, конечно, весьма логичное – учитывая, что нередкие в наших краях сильные ливни частенько превращаются для Ростова в стихийное бедствие, приводя к подтоплению некоторых районов города, как это было, например, в июле прошлого года, а иногда – и к жертвам: в 2016 году в самом центре города, на Буденновском проспекте, во время ливня трагически погибла 14-летняя девочка, которую потоком воды затянуло под припаркованный автомобиль.
Что в результате? Серьезных подвижек нет, власти заявляют, что на полную реконструкцию и ремонт ливневых систем в Ростове потребуется 16 лет и 40 миллиардов рублей. Пока что городские власти только проектируют общую реконструкцию, и подлатывают вышедшие из строя после очередного дождика части старой системы. А, временами и сами создают новые проблемы для жителей города, связанные с ливневками, как это было, например, на ул. Портовой, где рабочие умудрились так отремонтировать дорогу, что вода с неё начала стекать во двор дома №353, заливать гараж и размывать грунт. Ещё более вопиющая ситуация сложилась на ул. Офицерской, о чем рассказал один из местных жителей:
Это обычная дорога в частном секторе, одна из многих. Город начал производить ремонт этой дороги, строители поставили поребрики, сделали полотно. Заглубиться до конца не получилось, в результате эту дорогу просто насыпали, забыв про водоотведение: дорога стала чем-то вроде дамбы. Участки, которые там находятся – они на холме, и с улицы Нансена стекает вся вода. Раньше она проходила через эту дорогу и утекала по дороге дальше. А сейчас, из-за насыпи и поребрика вся вода упирается в дорогу, и собирается на территории частных домовладений. Если это зима – всё замерзает, не открываются калитки. Если осень или лето – вся вода уходит не на дорогу, а под фундамент домов, что в конечном счете вызовет их разрушение. Местные жители написали обращения в администрацию, в прокуратуру. Люди из администрации приехали, поохали, признали, что проблема есть, и что её надо решать. В общем, воз и ныне там – никаких подвижек. Сейчас среагировала прокуратура, по мнению ведомства сделанные работы не соответствуют ГОСТу, нет водоотведения, сделали представление главе администрации города на исправление этой ситуации. Но как это будут исправлять – непонятно. Дорога готова, асфальт есть, бордюры стоят. Как они будут делать водоотведение? Когда это ещё можно было сделать – власти не обращали никакого внимания на то, что жители сигнализировали о проблеме. А теперь администрация и вовсе молчит.
Очень хочется верить, что проблема жителей ул. Офицерской всё-таки начнет решаться – хоть с нынешней городской администрацией, надежды на это мало. В целом же, обобщая всё вышесказанное, можно заметить, что большинство из тех обещаний «Единой России», которые были выполнены – вроде, например, строительства некоторых дорожных развязок, или строительства школ – по всей видимости, были запланированы раньше, и без всяких выборов. Большинство же из того, о чем говорили «единороссы» как раз-таки и было тем самым «популизмом», который так сильно обличал Алексей Логвиненко в программах других партий: совершенно не реализуемыми предложениями.
![](https://voicedaily.ru/wp-content/uploads/2022/02/whatsapp-image-2022-02-18-at-08.58.09-1-768x1024.jpeg)
И, по большому счету, это совершенно неудивительно. Кандидатам от «Единой России» нет нужды давать обещания, которые они смогут выполнить. Ведь их победа зависит вовсе не от избирателей – а от административного ресурса, мобилизованных бюджетников, ухищрений вроде трёхдневных выборов и электронного дистанционного голосования. Поэтому нет необходимости ни в предвыборной программе, ни в придумывании каких-либо выполнимых обещаний.