ВЛАСТЬ ОБЩЕСТВО

НКО ОЦЕНИЛИ ПОМОЩЬ ВЛАСТЕЙ ВО ВРЕМЯ САМОИЗОЛЯЦИИ

Подавляющее большинство руководителей НКО (85%) считают, что во время самоизоляции людям должны были помогать государственные учреждения и социальные службы, однако реальная помощь, по их мнению, поступала больше от родных и близких либо от волонтеров. Об этом говорится в докладе Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, посвященного финансированию НКО во время первого года пандемии COVID-19, оказавшийся в распоряжении издания РБК.

Всего в рамках исследования были проведены 857 интервью с руководителями некоммерческих организаций (благотворительные фонды, общественные организации, партнерства, автономные некоммерческие организации) по всей стране.

Источником финансирования своих организаций руководители НКО назвали доходы от реализации собственных товаров или услуг (40%), на втором месте — денежные пожертвования частных лиц (38%), также в пятерку попали членские взносы и взносы учредителей НКО. Более половины опрошенных (52%) отметили, что пользовались как внешними, так и внутренними источниками финансирования; о том, что финансирование носило исключительно внешний характер, сказали менее четверти руководителей НКО (19%). Более трети респондентов (39%) сообщили, что получали средства от двух или трех источников, 36% получали финансирование от четырех или более инвесторов.

Что касается офлайн-методов, с помощью которых организации собирали деньги, то здесь лидируют личные встречи с частными донорами (29%) и подача проектов на государственные или муниципальные конкурсы (26%). Однако 43% опрошенных не использовали ни один из офлайн-методов сбора пожертвований.

Руководители НКО во время пандемии стали больше, чем раньше, пользоваться участием в государственных конкурсах (31%), этот же метод фандрайзинга они назвали наиболее эффективным с точки зрения привлечения средств (36%).

Онлайн-фандрайзинг НКО использовали крайне мало, следует из результатов опроса: лишь 18% опрошенных собирали средства через соцсети, массовой рассылкой пользовались 11%, еще 10% собирали деньги через сайт организации либо пользовались каналами в мессенджерах, чат-ботами. Более половины опрошенных (67%) не использовали ни один из перечисленных методов для привлечения пожертвований.

Тем не менее НКО во время пандемии все же стали чаще собирать средства через соцсети и пользоваться рассылкой — 50 и 31%, соответственно (из числа тех, кто использовал хотя бы один метод онлайн-сбора средств).

Впрочем, 45% опрошенных руководителей НКО заявили, что за последний год не пользовались никакими методами фандрайзинга — ни офлайн, ни онлайн. 26% собирали средства как в сети, так и офлайн. Таким образом, большая часть НКО жила за счет членских взносов или средств учредителя либо просто сами «сбрасывались», чтобы продолжать свою деятельность, резюмирует автор опроса, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова.

Такие результаты говорят о низком уровне обучения НКО в части фандрайзинга, считает член президиума Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова. Маловероятно, что НКО существуют совершенно без бюджета, так как административных расходов избежать невозможно, продолжает Пчельникова. «Вероятно, 45% НКО оплачивают свою деятельность из своего кармана и речи о фандрайзинге не идет», — заключила она.

По мнению опрошенных руководителей общественных организаций, во время пандемии проще всего найти пожертвования для помощи больным детям (61%), на втором месте — помощь инвалидам (38%). С тем, что во время пандемии проще всего было привлечь средства для помощи больницам и врачам, согласились треть опрошенных представителей НКО (37%), также в пятерке тех, кому, по версии опрошенных, было просто помочь в 2020 году, оказались дети-сироты (36%) и пожилые люди (32%).

Половина опрошенных представителей НКО (51%) поставили своей работе за последний год оценку «удовлетворительно», высокую оценку себе поставили больше трети респондентов (39%).

Пожаловались на то, что организация стала получать в пандемию меньше доходов, 53% руководителей НКО, 32% отметили, что по этому показателю изменений не произошло. Еще 50% заявили, что и расходы в 2020 году также не изменились, а 22% ответили, что они стали меньше. Также почти половина опрошенных руководителей НКО заявили, что у них за время пандемии не изменились: количество оплачиваемых сотрудников, удовлетворенность потребителей, востребованность самой НКО.

Участников исследования также просили высказать мнение относительно долгосрочных последствий пандемии для России. Почти половина опрошенных (46%) считают, что пандемия надолго ухудшит экономическое положение в стране, также надолго ухудшится образ жизни миллионов людей (41%) и само качество их жизни (42%).

Россия перейдет от кризисной ситуации к относительно стабильной только в ближайшие два года, прогнозируют более трети опрошенных представителей НКО (39%), Такое же число респондентов уверены, что этот переход состоится позднее, чем через два года.

Авторы исследования интересовались у руководителей НКО тем, кто, по их мнению, должен был помогать людям, оказавшимся на самоизоляции, и тем, кто реально чаще всего им помогал. Наибольшее расхождение теоретической и реальной помощи оказалось у госучреждений и социальных служб. С тем, что они должны были помогать, согласились 85% опрошенных, а вот с тем, что такая помощь и правда была, — только 39%.

Наименьшая разница по этому показателю у волонтеров — 65 против 67% — и родных и близких: с тем, что они должны были приходить на помощь во время самоизоляции, согласны 77%, а с тем, что эта помощь оказывалась в реальности, — 87%.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©