Конституционный суд запретил избиркомам «обессмысливать» выборы
Конституционный суд РФ принял постановление, которое обязует избирательные комиссии регистрировать кандидатов в депутаты, если отказ в регистрации был признан незаконным. Установление сроков регистрации не должно зависеть от времени судебной волокиты.
Резонансное дело о проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» было рассмотрено в связи с жалобами Оренбургского областного отделения КПРФ, граждан Ольги Ведяшкиной, Надежды Лепикоршевой и Сауле Шинтемировой.
Истории кандидатов в депутаты Ведяшкиной, Лепикоршевой и Шинтемировой похожи. На 11 сентября 2022 года в Оренбургской области были назначены дополнительные выборы депутатов представительных органов. Оренбургское отделение КПРФ представило в избирательные комиссии списки кандидатов в депутаты, однако решениями территориальных избирательных комиссий в заверении списков было отказано. Заявители обжаловали решения ТИКов в избирательную комиссию Оренбургской области, а затем в судебном порядке. Но и региональный избирком, и районные суды, и Оренбургский областной суд встали на сторону ТИКов. Лишь Шестой кассационный суд отменил эти решения и возложил на избиркомы обязанность заверить списки кандидатов в депутаты.
Казалось, справедливость восторжествовала… Да вот только пока шли суды, до выборов осталось несколько дней. 9 сентября 2022 года избирательные комиссии возвратили кандидатам документы для регистрации. Избиркомы ссылались на региональный закон, который устанавливает, что кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию документы не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18.00 по местному времени.
В итоге, получилось, что, хотя суд, вроде, и защитил права кандидатов, да только поезд уже ушёл, и «неугодные» кандидаты все равно оказались не допущены до выборов.
Подобные ситуации возникали и в других регионах, так как повсюду есть подобные законы, а власти трактовали букву закона так, как им удобно. В результате бывало так, что «неугодным» отказывали в регистрации по самым надуманным причинам, а если суд потом и признавал отказ незаконным, то кандидатам сообщалось, что сроки для регистрации истекли.
Теперь, по решению Конституционного суда, такое жонглирование законами будет невозможно.
«Абсолютизация электоральных сроков не способствует достижению взаимного доверия государства и общества в сфере выборов, так как успешное оспаривание отказа избиркома в заверении списка кандидатов, по сути, не позволяет включённым в него лицам претендовать на регистрацию, что обессмысливает обращение в суд за защитой права быть избранными», – говорится в разъяснении пресс-службы КС.
«Признать абзац второй пункта 1, пункт 18 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и часть 1 статьи 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» не соответствующими Конституции РФ», – указано в постановлении Конституционного суда.
Законодательным органам субъектов Российской Федерации надлежит – исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций КС РФ, – внести в законодательные акты, регулирующие выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимые изменения, вытекающие из принятого постановления.
Это требование об исправлении региональных законов напрямую касается также Ростовской области. В 2023 году в регионе состоялись выборы депутатов Законодательного собрания, и затягивание времени с рассмотрением жалоб стало удобным инструментом для того, чтобы «обессмыслить» эти жалобы.
Член избирательной комиссии Ростовской области (ИКРО) от КПРФ Татьяна Крашенникова тогда не согласилась с объявленными итогами выборов и изложила особое мнение, в котором указала на многочисленные нарушения в ходе избирательного процесса.
Нынешнее постановление Конституционного суда, по мнению Крашенниковой, позволит ограничить произвол в отношении кандидатов.
— Конституционный суд становится единственным местом, где возможно восстановить справедливость, к сожалению. А ведь в этом и заключается основа избирательной системы, как независимого органа, – своевременно выявлять несоответствие закона самому главному правовому документу страны.
Но сегодня избирательное законодательство настолько становится «избирательным», что главное требование независимости этого органа под большим вопросом.
Отсутствие единого Кодекса и возможность у избирательных комиссий принимать свои НПА привели к тому, что всякого рода инструкции, разъяснения и порядки уже становятся выше Конституции и оспорить это в судах общей юрисдикции, особенно, когда речь не идёт о партии власти – невозможно!
У российской судебной системы нет прецедента, но тот хаос, царящий в судебных решениях, можно назвать только насмешкой над конституционными правами граждан: активными и пассивными. Крайне сожалею, что «самоуправство» ИКРО по трактовке законодательства в региональных порядках не довели до КС в 2023 году.
В 2024 году КС указал на ошибки и уже в скором времени мы постараемся защитить и восстановить нарушенные права граждан в Конституционном суде. Во многих спорах теперь появилась жирная точка на фантазиях руководства избирательных комиссий.
Во-первых, аналогия закона в виде этого определения внесла точности в широкий круг спорных статей.
Во-вторых, соблюдение сроков само по себе не может вести к игнорированию права на судебную защиту. Абсолютизация электоральных сроков не способствует достижению взаимного доверия государства и общества в сфере выборов.
Отсутствие же в системе действующего правового регулирования возможности преодолеть пресекательное значение сроков предоставления документов не согласуется с полноценным народным представительством и не отвечает конституционным гарантиям защиты избирательных прав.
Уверена, что система начала движение реформирования, поскольку любая власть держится на доверии населения и его выборе. Но то, что происходит в регионах и муниципалитетах, исходя из ежегодного пополнения исковых заявлений, особых мнений, заявлений в правоохранительные органы – вопиющая эквилибристика правовых норм и лоббирование интересов определённых групп лиц и, как следствие, феноменальное недоверие к выборам и избранным лицам, — рассказала Татьяна Крашенникова.
Депутат Госдумы от фракции КПРФ Евгений Бессонов считает, что недобросовестные руководители избиркомов и власти будут искать другие способы отстранения «неугодных» кандидатов, и что эту проблему нужно решать более радикальным путём:
Посмотрим, как это будет работать. Но самое главное – это результат. Никто не наказан, вот в чём проблема. И не восстановлены права тех, кого не зарегистрировали. Расширять скамейку депутатов. Нарушили право кандидата? Он автоматически депутат. Если какой-то государственный орган не дал человеку возможность избраться, использовать свои права, необходимо расширять скамейку депутатов. Было 30 депутатов? Станет 31. И наказывать тех чиновников, которые допустили нарушение прав. Вот тогда это будет действенно. Если власть действительно ответственная – должно происходить именно так.
С этим сложно не согласиться. Станут ли теперь выборы честными и прозрачными? Сомнительно. Однако, по крайней мере одна из лазеек для организации «избирательного произвола» на выборах закрывается.