Как ростовские художники помогают властям сохранять культурный облик донской столицы
К сожалению, очень часто можно услышать о том, как в наших городах, в рамках «благоустройства», уничтожаются стрит-арты и объекты уличного искусства, уже успевшие полюбиться местным жителям. Так, например, несколько лет назад в Москве были закрашены серой краской несколько красивых граффити, в том числе работа «Послание» австралийского художника Финтана Маги. К сожалению, многие чиновники, вероятно, просто не способны увидеть разницу между размалеванными стенами и произведением искусства.
Но бывают и напротив, положительные примеры взаимодействия художников с чиновниками. Так, в прошлом году власти Кировского района Ростова-на-Дону приняли решение законсервировать дом №95 по улице Серафимовича. Это красивое здание, построенное в 1900-м году и некогда принадлежащее немецкому бизнесмену Хайнриху Трестеру, является объектом культурного наследия регионального значения. В 2022-м году было принято решение законсервировать здание. И очень активное и деятельное участие в консервации здания приняли ростовские художники.
Дело в том, что с момента признания дома объектом культурного наследия до каких-либо действий по его реконструкции, может пройти довольно много времени – к сожалению, в бюджете не всегда есть деньги на ремонт здания. Совсем недавно мы писали о том, как новый глава Ленинского района Ростова-на-Дону предлагает решать эту проблему с помощью временного размещения платных парковок внутри фасадов таких домов – чтобы заработать средства на реконструкцию. Но такой метод возможен всё же не всегда.
Очевидно, что здание, и без того находящееся в аварийном состоянии, может ещё больше разрушиться, в ожидании реконструкции: дело и в погоде, и в бездомных, которые часто используют такие дома в качестве ночлежек – как, например, в случае с доходным домом наследником Максимова, о котором мы писали пару лет назад. Но с домом на Серафимовича 95, по всей видимости, всё будет в порядке – власти Кировского района провели серьезную работу по его консервации, закрыв кровлю, установив подпорки, тщательно забив все окна и входы толстой фанерой.
Дом теперь точно продержится до момента реконструкции, но здание с забитыми фанерой окнами смотрелось бы не очень хорошо. И вот тут в дело вступило искусство, а, конкретно, художественная галерея «Ростов». По словам её куратора, Ирины Ровер, важной задачей было сделать так, чтобы этот красивый особняк вышел из «слепой зоны» и стал видимым, привлекая тем самым внимание к весьма актуальной для Ростова-на-Дону проблеме сохранения городского культурного наследия.
Фанерные листы в окнах и дверях дома были украшены художницей Татьяной Казанцевой. Она изобразила на них силуэты людей в различных позах, по сути, превратив законсервированное здание в настоящий арт-объект. Сама Татьяна говорит, что незадолго до этого в Ростове прошел фестиваль уличного искусства «Ничего страшного», и ей тоже захотелось побывать в роли уличного художника:
Само же оформление было вдохновлено моей персональной выставкой «Аутсайдер», прошедшей в мае 2022-го года. После фестиваля «Ничего страшного» я предложила Ирине Ровер вынести моих «аутсайдеров» в аутсайд – она поддержала моё желание, и помогла отыскать подходящее для этого проекта место, которым стал дом на Серафимовича, 95.
Художница считает, что такая «художественная консервация» — идеальное решение, когда дом не просто заколачивают досками, а с помощью искусства вдыхают в него новую жизнь. С этим сложно не согласиться. И очень хочется надеяться, что и администрации других районов Ростова-на-Дону возьмут на вооружение эту практику из Кировского района. Ведь в центре города огромное количество красивых, старинных, но, к сожалению, разваливающихся зданий, на реконструкцию которых далеко не всегда есть средства. А в качестве арт-объектов, такие законсервированные дома будут не только сохраняться для будущей реконструкции, но и радовать глаз горожан и гостей города.