Игорь Симаков: «Казус ращупкиных…»
Назрела необходимость смены модели организации муниципальной власти в Ростовской области
В прошедшем году окончательно стало ясно, что глава администрации Азова не справляется со своими обязанностями. Профессиональная несостоятельность команды городских управленцев привела к срыву сроков ремонта взорванного многоквартирного дома на ул. Павлова и ремонта спуска к реке Азовка, что чревато, с высокой долей вероятности, возвратом средств регионального и федерального бюджетов, как это уже было с городским стадионом. Именно за время талантливого управления городским бюджетом администрацией В. Ращупкина в Азове с пугающей скоростью нарастает муниципальный долг, который достиг почти половины годовых доходов города. И как отдавать эти сотни миллионов не знает, похоже, никто.
При этом, по данным статистики, на фоне снижающегося уровня бедности в Ростовской области — Азов, наоборот, лидирует среди городов по числу бедных. Правда, беднели в Азове не все. Весь прошедший год город сотрясли коррупционные скандалы, когда и сам глава администрации и два его ключевых заместителя стали фигурантами уголовных дел. Были осуждены к уголовным штрафам и другие, теперь уже бывшие, сотрудники. Весьма ответственные и довольно крепкие здоровьем служащие муниципалитету позарились на пенсии по инвалидности. Поэтому неудивительно, что и программа по обеспечению городских сирот жильем также не была выполнена. Вероятно, в социальную ориентированность городского бюджета В. Ращупкин вкладывает совсем иной, понятный только правоохранителям смысл.
В угоду золотому тельцу принесена гордость города — его деревья. Когда-то Азов называли самым зеленым городом области. Это заслуга горожан и прежних градоначальников. У В. Ращупкина иные приоритеты – ларьки, ларьки и ларечки. Для них, и под них лидеру азовских «единороссов» не жалко ни лесов, ни газонов, ни исторической памяти. Сидящие в своих кабинетах глава администрации — подследственный, а его заместители и подследственные, и подсудимые по статьям коррупционного характера, где потерпевшая сторона – интересы города. Даже в советском прошлом, не говоря уже о более развитых демократиях, за куда меньшие прегрешения, такие чиновники становились нерукопожатными и уж точно не могли, до своей реабилитации, оставаться на руководящих должностях. Казус слепоты, глухоты и запредельной терпимости к порокам однопартийцев со стороны правящей политической «элиты» вызывает ворчливое недоумение у горожан. Попрание основ справедливости не может не вызывать раздражения.
Казус Ращупкина окончательно обрушил и без того низкий рейтинг «Единой России» в Азове, город превращается в территорию тотального неверия власти. Уровень негативных оценок, роста недоверия к деятельности городских властей сложно себе уже представить. Дальнейшие перспективы понятны. В наступившем году все подследственные и подсудимые получат своё и покинут насиженные кресла.
А что дальше?
Собственно «казус Ращупкина» не так уж и связан с личностью азовского градоначальника. Аресты за аналогичные правонарушения глав других муниципалитетов Ростовской области свидетельствуют о системности проблемы. Назрела необходимость смены прежней модели организации муниципальной власти в Ростовской области. Школьные учителя и иные лояллисты не могут более выполнять декоративные функции декоративных глав городов и районов. Реализованная у нас в области имитация народной власти ожидаемо не сработала в силу своей опять же имитационной природы. Ситуация очевидно перешла от логики «заменить одного», и тем самым купировать проблему в логику «полной замены».
Представительная власть настолько подчинена исполнительной, что уже не зависит от избирателей и никаким образом их не представляет. И избиратели начинают это понимать. Ситуация настолько плоха, что даже возвращение конкурентных выборов и появление предвыборной зависимости депутатов от избирателей само по себе доверия им не вернет. Восстановить доверие к институтам представительной демократии может только резко популистская, а значит конфронтационная политика новых депутатов. Для системного исправления ситуации необходимо воссоздание институтов реального местного самоуправления с соответствующим бюджетным обеспечением. Ни действующий федеральный закон, ни конституционные поправки о местном самоуправлении не ограничивают таких реформ. Начинать нужно с регионального законодательства и уставов муниципальных образований. Справедливость и эффективность власти должны обеспечивать институты, а не случайные герои.
Представителям власти давно пора понять, что граждане — не подчиненные и уж тем более не крепостные. Что общественники — не враги, и что «оппозиционеры» создаются их непрофессиональными действиями. Что, в конце концов, общественные советы/палаты — не место для сервильных или пенсионеров, а органы с реальными полномочиями и возможностями для получения информации и взаимодействия с гражданским обществом. Наступил 2021 год, пришло время реформ. Вчера, возможно, было рано, завтра точно будет поздно.
Игорь Симаков, фото аппарат регионального бизнес-омбудсмена