БИЗНЕС ВЛАСТЬ ОБЩЕСТВО ТОП

Хотели как в Москве, но не вышло: почему грузовой каркас для Ростова стал большой проблемой

В России активно стали бороться с грузовым транспортом, который обвиняют в разрушении дорог. В частности, был в 10 раз увеличен штраф за проезд под запрещающий знак — до 5000 рублей. Таким образом чиновники хотят сократить число грузовиков и уменьшить нагрузку на дороги. Еще одним способом является внедрение грузового каркаса. В Москве это прошло успешно, а в Ростове обернулось грандиозным скандалом и проблемами. Рассказываем, почему в Ростове все сделали неправильно.

Как в Москве

Идея по созданию грузового каркаса в Москве была впервые озвучена в 2014 году. Власти столицы поставили перед собой достаточно амбициозную цель — снизить количество грузовых автомобилей на небольших улицах и в спальных районах.

В Москве внедряли грузовой каркас в течение 5 лет

Правила грузового каркаса ограничивают движение грузовых автомобилей массой более 2,5 т пределами установленного списка дорог. В него входят крупные кольцевые автомагистрали (МКАД, Третье транспортное и Садовое кольца), а также ряд проспектов, связывающих центр с выездами из Москвы.

Принимать скоропалительных решений в Москве не стали и вводили каркас планомерно в течение 5 лет. Изначально его протестировали а Восточном административном округе. Результатом, если верить официальным данным, стало снижение загрязнения воздуха и уменьшение числа аварий с участием грузовиков.

Окончательно каркас был введен в 2020 году, когда его запустили в центральных округах столицы.

В рамках каркаса улицы округов были разделены на 2 зоны: сам «грузовой каркас» и «жилая застройка». По первым было допустимо движение грузовиков, а во второй зоне движение грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн допускается только для обслуживания предприятий или жителей внутри района. Но для допуска нужны подтверждающие документы.

Примечательно, что все транспортные зоны отражаются в различных приложениях-навигаторах. В тех же Яндекс.картах достаточно включить опцию «Маршруты по грузовому каркасу» и навигатор будет выстраивать оптимальный маршрут.

Грузовой каркас Москвы на карте на одноименном портале/ фото https://transport.mos.ru/gruzoviki/cargoframe

Свернуть с грузового каркаса можно в двух случаях: при проезде к месту проживания или работы, а также для обслуживания людей и организаций, которые находятся на этой территории. Причем сделать это надо на ближайшем повороте к конечной точке, а затем также на ближайшем повороте вернуться на каркас.

При этом водитель должен иметь документы, подтверждающие, что он съехал с грузового каркаса не просто так:  путевой лист, паспорт с пропиской или другой документ с указанием адреса временной регистрации водителя.

Стоит отметить, что в Москве достаточно строгие правила к въезду грузовиков. Так, там с 7 до 23 часов даже запрещен въезд машин с грузоподъемностью до 1 тонны. В рамках каркаса, напомним, грузоподъемность ограничена 2,5 тоннами.

Но при этом в Москве действуют еще и разрешения на проезд для грузовиков. Они разделены на три типа: СК, ТТК, и МКАД. Первые разрешают проезд по всей территории Москвы, включая Садовое кольцо. Пропуск ТТК разрешает проезд внутри Третьего транспортного кольца, но ограничен Садовым кольцом. Пропуск МКАД ограничен территорией между МКАД и ТТК. 

Сейчас действуют несколько видов пропусков: одноразовый (до 10 суток), постоянный (до года), а также дневной и ночной. Оформляют их бесплатно через специальный сервис. При этом транспорт надо зарегистрировать на Московском портале грузоперевозчиков. Это позволяет отслеживать транспорт и, в том числе, для того, чтобы камеры видеофиксации случайно не выписали штраф, когда он не положен.

Примечательно, что власти Москвы даже провели опрос среди жителей. Так, 73% москвичей поддержали введение грузового каркаса. Основными доводами стали улучшение экологии и уменьшение шума.

Как в Ростове

О том, чтобы убрать из города грузовики, власти задумались очень давно. Изначально речь шла только о транзитном транспорте. Однако в 2020 году компания «А+С ТрансПроект», которая разрабатывала для Ростова программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, предложила ограничить движение грузовиков и в центре Ростова.

Тогда впервые и возникло понятие «грузового каркаса», а в качестве примера приводилась как раз Москва.

В феврале 2023 года занимающий должность главы администрации Ростова Алексей Логвиненко анонсировал, что грузовой каркас в Ростове появится уже к концу 2023 года.

Реализовать проект предлагалось в три этапа. Сначала должны быть разработаны схемы движения грузового транспорта. На втором этапе предполагалась установка автоматического фото-видео контроля и пунктов весогабаритного контроля. И третьим этапом был запуск самого каркаса.

— Планируется ввести ограничения на въезд грузового транспорта на территорию города, в зависимости от времени суток, грузоподъемности, максимальной разрешенной массы грузовых транспортных средств, — отмечал Логвиненко.

Но каркас запущен так и не был. В январе 2024 года Логвиненко заявил, что в каркас войдут 155 улиц, а работать он начнет уже весной. Но сроки неоднократно переносились.

Примечательно, что на одном из заседаний комиссии по транспорту городской думы чиновники обещали, что учтут пожелания бизнеса.

«Пусть транспортники перестраивают логистику. С этой целью в ближайшее время мы совместно с Департаментом экономики организуем совещание с представителями бизнеса, где постараемся обсудить все вопросы, связанные с ограничениями на въезд. Вполне возможно, что кое-что откорректируем, но нам жизненно необходимо решить проблему, которая выросла за два года: транзит грузового транспорта через город идёт колоссальный», — отмечал тогда директор департамента автодорог города Денис Водопьянов.

В итоге первый этап каркаса был введен только 28 декабря 2024 года. В его рамках с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 были введены ограничения доступа грузовых автомобилей на всех въездах в город.

Движение грузового транспорта было разрешено только на 22 улицах, а также был запрещен транзит грузовых автомобилей через центральную часть города, включая микрорайоны: Нахичевань, Сельмаш, Берберовка, Рабочий городок, Новое Поселение.

Грузовой каркас Ростова/ Фото: пресс-служба администрации Ростова

Выезжать за пределы каркаса могут:

— грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей;

— транспортные средства организаций федеральной почтовой связи;

— грузовые автомобили без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне.

О введении какой-то системы пропусков или чего-то подобного власти не сообщали. В итоге даже коммунальная техника не смогла избавиться от необходимости платить штраф. А вопрос доступа решался через администрацию города в индивидуальном порядке.

Пострадал и бизнес, на который посыпались огромные штрафы. Это даже привело к небольшому митингу на парковке «Ростов-Арены».

На проблему обратил внимание врио губернатора Юрий Слюсарь

«Идея благая, но на деле организованная под эти задачи схема дорожного движения и администрирования камер фиксаций нарушений оказалась несовершенной. И на штрафы попали те, кто по закону имеет право ездить по городу, не нарушая правила дорожного движения, в том числе те, кто занимается жизнеобеспечением города», — отметил Слюсарь.

Он поручил разобраться с проблемой и.о. главы администрации Ростова Александру Скрябину.

Скрябин сообщил, что провел совещание с ГИБДД, по итогам которого были выработаны несколько вариантов решения вопроса администрирования движения грузовых автомобилей в рамках действующего грузового каркаса в городе. 

«В ближайшее время предложения будут вынесены на обсуждение с общественностью», — отметил Скрябин.

Как решить проблему

В начале февраля министр транспорта Ростовской области Алена Беликова провела совещание на тему грузового каркаса.  Депутат городской думы и представитель Ассоциации грузоперевозчиков в ЮФО «Дальнобойщик» по итогам встречи рассказала о том, что надо было сделать, чтобы решить проблему.

1. Необходимо было ввести электронный реестр грузовых автомобилей, работающих в системе обслуживания внутригородских предприятий;

2. Ввести реестр спецтехники;

3. Предусмотреть алгоритм взаимодействия между транспортниками, ГАИ, ЦАФАП и администрацией города для быстрого решения отмены неправомерных штрафов по доказательным документам;

4. Протестировать систему оформления пропусков разного содержания для перевозчиков (однодневного, длительного и т.д.),

5. Предусмотреть, как будут работать и доезжать в частный сектор спецтехника.

И даже сейчас внедрение этих пунктов могло бы решить часть проблем.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©