Актуальное
ВЛАСТЬ ОБЩЕСТВО ТОП

ДИКТАТ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ИЛИ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЖИЛЬЦОВ?

Наверно, многие наши читатели не понаслышке знакомы с недобросовестной работой управляющих компаний, частенько относящихся к выполнению своих обязанностей весьма небрежно. Плохо вымытые подъезды, неубранные дворы, часто завышенные счета в квитанциях на коммуналку… Но это всё, похоже, уже начало восприниматься россиянами как норма.

В 2020-м году агентство Zoom Market провело опрос, согласно которому 83% россиян недовольны своими управляющими компаниями. И, несмотря на это, 45% опрошенных заявили о том, что желают, чтобы их домом управляла именно коммерческая управляющая компания, а не, скажем, товарищество собственников жилья. 79% опрошенных вообще не имели четкого представления об организации ТСЖ. И только 17% заявили, что ТСЖ – наиболее эффективный способ управления.

Фото voicedaily

Надо сказать, что ТСЖ лишены многих минусов управляющих компаний – их деятельность более прозрачна, на их решения напрямую влияют сами жильцы, самостоятельно решая какого подрядчика нанять. Но складывается удивительная ситуация, при которой люди предпочитают худшее – лучшему. В чем же дело? Может быть, действительно в юридической безграмотности, к сожалению, пронизывающей всё наше общество сверху донизу? Вот как прокомментировал эту ситуацию Павел Кузнецов, автор более 200 статей по тематике ЖКХ и управляющий ТСН: 

Большая часть жилого фонда обслуживается в управляющих компаниях, а не в ТСЖ. Это связано с тем, что жители не хотят брать на себя дополнительное социальную нагрузку и ответственность по организации и развитии в своем доме ТСЖ. Кроме того, в ТСЖ председатель (как житель этого же дома) вынужден вступать с жильцами в формальные отношения: например, взыскивать долги за ЖКУ. Это чревато конфликтами с соседями. Лишь немного председателей способны выстроить нормальное качество управленческих процессов в доме. Поэтому часто возникают споры и конфликты, а ругать ТСЖ близко, удобно и безопасно. 

Таким образом, похоже, серьёзную роль играет не только неграмотность в юридической сфере, но и нежелание населения брать на себя лишнюю ответственность. Жильцы не хотят самостоятельно осуществлять контроль за собственным жильем. Можно сказать, что это во многом проблема менталитета, сказывающаяся не только на сфере ЖКХ, но и, например, на общественно-политической жизни в России, где большинство граждан так же точно не пытается контролировать относительно небольшое количество управленцев.

Фото voicedaily

Возможно, дело и в индивидуализме россиян. К примеру, большинство наших сограждан старается приватизировать своё жилье – в целом по России около 80% всего жилья находится в частной собственности. В странах Европы, где дела в ЖКХ-сфере обстоят, как правило, лучше, чем у нас, ситуация с приватизацией другая: большинство людей предпочитает снимать квартиры. Например, в Германии примерно 45% квартир и домов приватизированы, в частности, в Берлин – всего 18%. При этом, там чрезвычайно развито самоуправление – жильцы с энтузиазмом принимают участие в собраниях домовых комитетов, обсуждают необходимые траты. При необходимости составляют график уборки, распределенной между всеми жильцами, отвечающими за «свои» участки лестничной площадки или двора. На Западе в принципе очень развиты объединения квартиросъемщиков или собственников жилья, контролирующие работу как управляющих компаний, так и поставщиков коммунальных услуг. В Швеции управляющие компании не могут установить даже размер квартплаты без консультации с местным «Союзом квартиросъемщиков».

У нас же организационная культура жильцов развита очень слабо. Зачастую, просто собрать кворум на собрании собственников – серьёзная проблема. Зато жаловаться горазды все. Очень ярко это описывает Сергей, председатель ТСЖ многоквартирного дома: 

Я председатель ТСЖ уже на протяжении трёх лет, и это время вовсе не сидел сложа руки – мы заменили теплотрассу, спилили ветхие деревья во дворе, постелили асфальт, заменили большую часть коммуникаций водоснабжения и водоотведения, в одном подъезде полностью поменяли проводку, другой подъезд полностью отремонтировали – я уж не говорю про всякие мелочи, вроде покраски лавочек, засыпки автоплощадки и т.п. И всё равно люди говорят что ничего не делается, бубнят за спиной, а как собрание – на него приходит человек десять.

Люди сидят в своих приватизированных квартирах, и не хотят ничего решать – им нужен кто-то, кто решит всё за них. И вот тут на сцену и выходят управляющие компании, далеко не всегда порядочные. К сожалению, складывается впечатление, что этот порядок вещей не изменится до тех пор, пока сами люди не начнут меняться – не только в плане поднятия юридической грамотности, но и в плане выработки здорового коллективизма с сильной социальной ориентацией. Ведь общественное благо, в конечном счете – это благо и каждого отдельного индивида. 

Фото voicedaily

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©