ЗАБАСТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ «ЯНДЕКС.GО» В РОСТОВЕ: ЧЕГО ХОТЯТ ТАКСИСТЫ?
Многие ростовские новостные порталы распространили сообщение о том, что таксисты из агрегатора «Яндекс Go» намереваются провести забастовку в пятницу, 17 декабря. Несколько сотен водителей собираются не выходить на линию в этот день, так как их не устраивают некоторые нюансы в работе компании.
Во-первых, «Яндекс Go» собирается переходить на 12-часовые рабочие смены. Тут нужно сделать небольшое отступление: водитель, работающий на компанию, должен платить ей комиссию со всех заработанных им денег. Комиссия (в Ростове-на-Дону) составляет 18,8%. Но, в то же время, есть и другой вариант работы – покупать так называемые смены. Раньше было несколько вариантов смен, в том числе семидневная, наиболее удобная для водителей – это стоило 5000 рублей, и работник сам выбирал, когда ему работать, а когда – отдыхать. Теперь же все эти варианты решили отменить, оставив только 12-часовые смены. Одна такая смена стоит 1000 рублей, и выбирать тут, соответственно, нечего – будь добр выехать на смену и отпахать 12 часов.
Во-вторых, водители не согласны с минимальной ценой за поездку, которая сейчас составляет 59 рублей. Учитывая нынешний уровень инфляции и постоянный рост цен – это сущие копейки. А «Яндекс Go» если и повышает минималку, то совершенно несущественно: последний раз это произошло весной этого года, стоимость одного километра увеличили на 0,5 рубля. Но, заодно, подняли и комиссию на 2%. Для водителей, по сути, не поменялось ничего, зато корпорация стала зарабатывать больше денег.
Таксисты готовы к диалогу, а вот агрегатор, похоже, нет: компанию вполне устраивает нынешнее положение дел. Представители самого «Яндекс Go» уже отреагировали в привычном для них ключе – дескать, доход водителей в последнее время не снижался, зарабатывают они около 400 рублей в час, и сами не знают, чего хотят. Видите ли, требования таксистов «неэффективны и невыгодны» для них самих.
В то же время, надо сказать, что озвученные проблемы – далеко не единственные, беспокоящие водителей такси. Один из них, Вячеслав, рассказал, что многие таксисты тратят часть зарплаты ещё и на аренду автомобиля. Да, некоторые люди ездят на собственных авто, но дело в том, что согласно региональному законодательству с 1 января 2018 года такси может быть только двух цветов – желтого или белого. Не всем улыбается перспектива перекрашивать свою машину. Плюс, у многих людей не самые новые автомобили, а такие в «Яндекс.Go» подходят только для работы на не самых прибыльных тарифах, вроде «Эконома». В общем, приходится арендовать машины в таксопарках – а это тоже стоит денег:
Часть дохода тратится на аренду машины – в среднем 1500 рублей. Часть – на топливо, назову приблизительные цены, если это метан – рублей 400 в день, пропан – 650-700 в день, бензин – 1100-1200 рублей. Часть – на комиссию таксопарка (4%). Ну и, разумеется, часть – на комиссию «Яндекс.Go» (18,8%), либо на покупку смены. Это в любом случае около тысячи рублей. Разумеется, водители – не роботы, и им нужно ещё есть и пить, на это тоже уходит часть дохода. Получается, формально «Яндекс.Go» не обманывает – действительно, за 12-часовой рабочий день у водителей выходит что-то около 4500-4800 рублей. Но чистыми – чуть больше тысячи рублей.
Из-за отмены недельных смен мы не можем выбирать, в какое время суток нам работать, но в «Яндексе» считают, что так для нас удобнее. Это просто смешно. Удобнее это только для самого агрегатора: если во время недельных смен «Яндекс» получали по 700 рублей в день с каждого таксиста, после перехода на 12-часовые смены они получают уже по тысяче рублей. То же самое касается и нашего требования повысить цену за минимальную поездку. 59 рублей по нынешним временам – копейки. Если повысить эту цену вдвое – это не сильно отразится на кошельке потребителей, зато отразится на их безопасности: водители станут меньше перерабатывать, и будут не так сильно уставать. Более того – человек, едущий в такси занимает четыре места, как же тогда в принципе поездка в такси может стоить дешевле четырех проездов на общественном транспорте? Зачем тогда вообще нужны автобусы, троллейбусы и трамваи?
Существует и проблема с лицензиями. Да, пока что «Яндекс.Go» не убирает всех «нелегалов», работающих без лицензии. Но не потому, что многие из них давно и профессионально работают в такси, знают своё дело, обладают большим опытом в сфере, а по той простой причине, что у «Яндекса» тогда не будет хватать машин. Не только у «Яндекса», так же и у «306» и у «Ситимобил». Но в целом, на мой взгляд, всё идет к тому, что в такси все будут работать в белую и платить все налоги. С этим связана как минимум одна законодательная проблема – наверно, было бы хорошо убрать эти обязательные «желтый или белый» цвета для автомобилей. Ввести какие-нибудь наклейки, например. Иначе будет резкий дефицит машин, и ценники серьезно вырастут.
Надо сказать, что это не единственные проблемы, связанные с лицензиями, и негативно отражающиеся как на таксистах, так и на их пассажирах. Вот что рассказывает жительница Ростова, недавно посетившая Санкт-Петербург:
У меня возникла необходимость в вызове такси. Долго пыталась его вызвать в разных тарифах, в результате приехала машина по тарифу «Эконом» от «Яндекса». Как только мы проехали, наверно, метров двести – нас остановил патруль из ГИБДД, сотрудников полиции, людей в штатском. Таксиста вытащили из машины, а меня попросили объяснить, что я тут делаю, и как вообще оказалась в этой машине, сфотографировали приложение в моем смартфоне. Приятного мало. Всё это, как оказалось, было связано с отсутствием лицензии у водителя. А когда чуть позже удалось вызвать мне другую машину, уже с лицензией, её водитель рассказал, что раньше люди могли просто подрабатывать в такси таким образом.
Грубо говоря, на основной работе денег не хватает – установил приложение, и работаешь. А сейчас обязывают иметь лицензию, что для многих очень проблематично. Дело в том, что для людей, которые систематически занимаются извозом, но не в качестве основной работы, лицензия является дополнительной финансовой нагрузкой, зачастую вовсе отбивающей желание работать. И это бьет по самым обычным россиянам, работающим параллельно в других местах, платящих налоги, и просто ищущим небольшую подработку в виде работы в такси. Ну а иногда – и по пассажирам, как в моем случае.
Можно заметить, что предложения таксистов – оправданы и адекватны. Причем, не только для водителей, но и для пассажиров. Многие водители серьезно перерабатывают, пытаясь заработать хоть что-то – а когда таксист работает 15-16 часов в сутки, это по понятным причинам сказывается на безопасности тех, кого он подвозит. И было бы очень неплохо, если бы «Яндекс.Go» прислушался к требованиям своих работников, вместо того, чтобы, как это было, например, в Уфе, блокировать в приложении наиболее активных участников забастовок. Кстати говоря, у увеличения цены минимальной поездки в общем-то есть и альтернатива – можно было бы без этого обойтись, если бы «Яндекс» согласился уменьшить собственную комиссию. Но надеяться на это весьма сложно: корпорации с многомиллиардными прибылями, как правило, не склонны к благотворительности по отношению к своим работникам.