Субсидии ускорили строительство газозаправок в Ростовской области
В Ростовской области юрлица и индивидуальные предприниматели, инвестировавшие средства в строительство автогазозаправочных станций, получают субсидии на возмещение затрат.
В Ростовской области приоритетное внимание уделяется вопросу перевода транспорта на газомоторное топливо. Это обстоятельство обусловлено подписанием еще в 2017 году соглашения между губернатором Василием Голубевым и директором «Газпром газомоторное топливо» Михаилом Лихачевым. Этим соглашением был предусмотрен перевод автотранспорта – прежде всего общественного транспорта в Ростове-на-Дону и других городах – на новый вид топлива. Переоборудование автотранспорта, само собой, должно сопровождаться строительством автогазозаправочных станций.
В середине 2022 года в Ростовской области насчитывается уже более 7 тысяч единиц транспортных средств, работающих на газомоторном топливе. Из них 880 – это автобусы, работающие на регулярных маршрутах. До 2024 года предполагается переоборудовать дополнительно еще около 10 тысяч транспортных средств. Добиться этого результата планируется, в том числе, посредством субсидий и освобождения от уплаты транспортного налога автомобилей, работающих на этом виде топлива.
Однако если в сфере общественного транспорта переоборудование под газомоторное топливо пошло ускоренным путем, то в других отраслях дело идет значительно медленнее.
26 мая 2022 г. в Законодательном собрании Ростовской области состоялся круглый стол под председательством руководителя комитета по аграрной политике Вячеслава Василенко. На этом мероприятии была озвучена информация: по состоянию на 1 мая из 15 тыс. 886 единиц автомобильной техники в сельском хозяйстве газомоторное топливо используют 707 единиц, что составляет около 5%. При этом тракторы и самоходные сельскохозяйственные машины газ практически не используют. «За 2021 год переоборудовано пять единиц техники», — сообщил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Дмитрий Репка.
Причиной «пробуксовки» в этой отрасли является нехватка тех самых автогазозаправочных станций. Даже в крупных городах представители пассажирских автопредприятий сетуют на нехватку станций: порой автобусу, чтобы заправиться, следует сделать немалый крюк в сторону от своего маршрута. Что уж говорить о сельхозтехнике, которая работает в сельских районах, в полях…
Таким образом, в настоящее время, с учетом решительного настроя властей Ростовской области на сотрудничество с «Газпромом», строительство газозаправок для реализации топлива выглядит перспективным рынком.
Правительством Ростовской области принято решение о стимулировании развития бизнеса в этом направлении путем предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов. 21 ноября 2019 г. было принято постановление правительства РО «О порядке предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат по строительству объектов заправки транспортных средств компримированным природным газом».
Согласно этому постановлению и приложению к нему, юрлица и ИП, построившие газозаправки, вправе претендовать на субсидию в размере 36 млн рублей. Полный текст документа доступен на сайтах правительства и министерства промышленности и энергетики Ростовской области, а также в справочно-правовых системах.
В документе прописан порядок проведения отбора получателей субсидий, условия и порядок предоставления субсидии. Министерство не менее чем за 5 дней до даты начала приема заявок, указанной в объявлении о проведении отбора, должно размещать на своем официальном сайте объявление о проведении отбора. Объявление включает в себя сроки проведения отбора, требования к участникам и требования к объектам заправки, порядок подачи заявок и др.
Участник отбора, в свою очередь, подает заявку о предоставлении субсидии в министерство в одном экземпляре на бумажном носителе и электронном виде по форме, установленной приложением к постановлению правительства. Кроме заявки, участник подает целый пакет документов:
– копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
– копию технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, копии акта о подключении и договора поставки газа;
– копию технических условий для присоединения к электрическим сетям, копии акта об осуществлении технологического присоединения к электросетям и договора энергоснабжения;
– копии паспортов установленного компрессорного оборудования, заправочных колонок, блоков аккумуляторов газа и актов монтажа, копии паспортов блоков осушки.
Кроме технических документов, должны быть предоставлены и такие бумаги, как копии документов, подтверждающих право на земельный участок, расчет-обоснование получения субсидии на возмещение затрат по строительству, а также документы в обоснование данного расчета, в том числе договоры, копии платежных поручений и выписок из расчетных счетов участника отбора (заверенные банком), и еще ряд документов, прописанных в постановлении правительства.
После получения документов министерство промышленности и энергетики РО регистрирует заявку, рассматривает ее на предмет соответствия требованиям, оценивает заявку и принимает решение о заключении соглашения (либо об отклонении заявки). «Счастливчики» получают субсидию, размер которой определяется исходя из фактически произведенных затрат на строительство объекта, но не более 36 млн рублей на один объект заправки.
Эти деньги призваны возместить фактические затраты на приобретение земельного участка, подготовку территории строительства, подключение к наружным сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения, выполнение земляных работ, разработку проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ, закупку и монтаж оборудования. Произведенные затраты, как уже указывалось, должны быть документально подтверждены.
В 2021 году прием заявок стартовал 5 июля, а завершился 1 декабря. Среди организаций, подавших заявки, были: ООО «Пром-Трейд», ИП Вовк М.С., ООО «Газпром газомоторное топливо», ИП Соловьев Н.И., ООО «АЗИС», ИП Ларцев В.В., ООО «Т.Е.М.А», ООО «Артха+».
Если «Газпром газомоторное топливо» – это отраслевой лидер на рынке моторных топлив России, то, например, у шахтинского ИП Вовк М.С. в качестве основного вида деятельности, согласно rusprofile.ru, значится «строительство жилых и нежилых зданий». Таким образом, можно констатировать, что строительство газозаправок «ушло в народ» и этой сферой деятельности занимаются не только «монополисты».
Подача заявки не гарантирует, что заявитель немедленно получит субсидию. Так, 2 ноября минпром Ростовской области отклонил заявку ИП Соловьев Н.И. – «по основаниям, указанным в абзацах третьем и седьмом п. 2.9 Положения о порядке предоставления субсидии». 3-й абзац основанием в качестве причины для отклонения заявки указывал «недостоверность представленной участником отбора информации», а 7-й абзац – «распределение в полном объеме бюджетных ассигнований, выделенных на цели предоставления субсидии на текущий год». Однако 22 ноября минпром РО рассмотрел еще одну заявку ИП Соловьев Н.И. и на этот раз – положительно. Предприниматель получил субсидию в размере 36 млн рублей на возмещение части затрат по строительству заправки в городе Аксае.
В 2022 году уже были два объявления о проведении отбора. Минпром принимал заявки с 14 февраля по 15 марта и с 4 мая по 30 июня. Заявки подали ООО «Артха+», ООО «Пром-Трейд», ООО «Метан-Инвест», ИП Вовк М.С., ООО «Донгаз», АО «Ростовский порт».
Дважды – 1 мая и 16 мая – были отклонены заявки «Артха+», но 21 июня договор о предоставлении субсидии этой компании был подписан. 36 млн рублей частично возместят затраты на постройку заправки в Ростове на улице 2-й Луговой.
1 марта была отклонена заявка «Пром-Трейд», но уже 5 мая заявка от этой же компании была одобрена. Был подписан договор о возмещении затрат на постройку заправки в Ростове на проспекте Королева.
Заявка «Метан-Инвест» была отклонена 5 марта, но уже 21 июня заявка от этой компании была одобрена. Будут субсидированы затраты на постройку заправки в станице Грушевской Аксайского района.
23 июня были отклонены заявки «Донгаз» и «Ростовский порт».
Случаи отклонения заявок и последующего одобрения заявок от этих же компаний говорят о том, что предприятиям, желающим получить субсидии, следует тщательнее подходить к сбору всей необходимой документации. Почти у всех «неудачников» в причинах отклонения фигурировал «3-й абзац пункта 2.9» – о недостоверности предоставленной информации.
Субсидирование государством строительства газозаправочных станций позволило «продвинуть» эту сферу – из Ростовской агломерации – дальше, вглубь области. К началу лета в Ростовской области функционировали уже 46 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Однако это число видится недостаточным, и из этого можно сделать вывод, что строительство газозаправок будет продолжено и – будет продолжено субсидирование этой отрасли.