ВЛАСТЬ ОБЩЕСТВО ТОП

КПРФ ПРИЗВАЛА ПЕРЕСМОТРЕТЬ РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

Депутатами от КПРФ в Госдуме был подготовлен законопроект об изменении роли Банка России (ЦБ РФ) в российской экономике. В сентябре он был отвергнут депутатами от «Единой России» без голосования. Этот законопроект предлагал, чтобы ЦБ РФ вместе с правительством отвечал за развитие и рост экономики страны. И, хотя проект был отвергнут самой крупной фракцией Госдумы, очевидно, что вопрос рано или поздно вернется в повестку дня.

О том, что необходимость изменения статуса ЦБ РФ уже назрела и перезрела, рассказал 1-й зам. руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев.

— Оставлять ЦБ РФ в действующем сейчас – не зависимом от государства и ответственности – статусе нельзя, т.к. это не позволяет обеспечивать экономическую и финансовую безопасность России! — подчеркнул парламентарий.

Фото pnp.ru

Дело в том, что сейчас, в соответствии с федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», функции и полномочия, предусмотренные законом о ЦБ РФ и Конституцией РФ, ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти. Согласно статье 2 указанного закона, «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства».

Зато «… Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются».

В законе определено, что полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом ЦБ РФ, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с установленными целями. То есть ЦБ РФ самостоятельно распоряжается золотовалютными резервами страны!

А почему золотовалютные резервы страны, которые накапливаются в результате деятельности граждан России и изъятия средств из экономики России, называются имуществом Банка России?! И при этом Банк России не отвечает по обязательствам государства и, согласно статьи 22 указанного закона, не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, дефицита бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Как же ЦБ РФ распоряжается этими средствами?

Чистый отток капитала из России, судя по данным ЦБ РФ, в первом квартале 2022 года составил $64,2 млрд, в то время как за весь 2021 год было выведено $72,6 млрд. Изначально на 2022 год ЦБ РФ прогнозировал отток капитала на уровне $151 млрд, но по итогам первого квартала 2022 г. ЦБ РФ повысил прогноз по оттоку капитала до $246 млрд за год. Притом что согласно официальным данным, с 1994 года из России в целом было вывезено немногим более триллиона долларов, т.е. за 2022 год выведут из страны четверть суммы.

Что предопределило такую ситуацию? В июне 2022 г. президент РФ утвердил правительственное решение отменить требование к компаниям-экспортерам о продаже 80% валютной выручки. Более того, ЦБ РФ дал такие разъяснения: теперь всем резидентам РФ, в том числе компаниям-экспортерам, можно зачислять средства на свои счета за рубежом. В рамках нового порядка доля продажи выручки будет зависеть от отрасли, степени ее вовлеченности в экспорт, а также необходимости поддерживать валютную ликвидность. Теперь компании должны будут продавать валюту в размере, который определит правительственная комиссия по иностранным инвестициям, а сроки продажи установит ЦБ РФ. То есть теперь уже не надо валютную выручку в обязательном порядке продавать в РФ за рубли, и вообще необязательно возвращать в Россию…

Что, России деньги не нужны?! Бедных стало меньше?!

Напомним, что на протяжении десятков лет у ЦБ РФ и Минфина РФ была цель – накапливать запасы, формировать ресурсы за счет нефтегазовых доходов, на черный день, чтобы пережить кризис. То есть регулярно из экономики страны изымать часть нефтегазовых доходов и складировать их в валютные резервы… Откуда у нас их легко изъяли, так сказать, заморозили.

Как ЦБ РФ обеспечил эффективное управление международными резервами, когда допустил возможность заморозить огромную часть валютных резервов страны?! Под заморозку попало, по официальным данным, $300 млрд ЗВР России, а по оценке экспертов – порядка $387 млрд. Почему ЦБ РФ не обеспечил сохранность валютных резервов страны?! А ведь заморозка ЗВР использовалась Западом и ранее, то есть данная политика имела прецеденты: в Ливии в 2011 г., в Иране в 2012 г., в Венесуэле в 2019 г. и совсем недавно в Афганистане в 2021 г.

При этом заморожены не только резервы, которые были на счетах ЦБ РФ, но и частные, и корпоративные средства. В целом можно говорить о блокировке российских финансовых активов на сумму около триллиона долларов.

Теперь Минфин предлагает инвестировать в юани и при этом говорит, что нам нужен сбалансированный бюджет.

Но как может быть финансовая система направлена на экономическое развитие, если ЦБ РФ, отвечающий за финансовую систему, не имеет функцию по обеспечению экономического роста в стране?!

А вот по мнению секретаря Совета безопасности РФ Н. Патрушева целесообразно обсудить иное устройство финансовой системы в России, и сейчас ряд экспертов работают над этим. В этой системе стоимость рубля должна быть обеспечена как золотом, так и группой товаров, являющихся валютными ценностями России, необходимо поставить курс рубля в соответствие реальному паритету покупательной способности.

Однако мнение ЦБ РФ по этому вопросу не озвучивается.

Зато можно посмотреть, что ЦБ РФ делает с ключевой ставкой. Сделаем сравнения. Например, Европейский Центробанк в сентябре 2022 г. поднял ключевую ставку с 0,5% (установлено в августе 2022 г.) до 1,25%, а до этого на протяжении 11 лет ставка была нулевой. ФРС США увеличила ставку до 2,5%. А в Китае, например, устанавливается Народным банком Китая не одна, а 4 ключевые ставки, которые определяют стоимость капитала в Китае.

В России сейчас – 7,5%, что значительно выше западных стран. Напомним, на момент начала специальной военной операции ЦБ РФ, как и во время кризиса 2008 года, по мнению многих экспертов, необоснованно поднял ставки до 17%. То есть фактически отрезал экономику от доступности к деньгам. Лишил производителей возможности расширять или даже просто поддержать в прежних объемах производство товаров и услуг.

Нобелевский лауреат экономист Дж. Стиглиц утверждает, что повышение процентных ставок не решает проблемы со стороны увеличения предложения товаров. «И может даже еще более усугубить проблемы. Потому что для решения проблемы дефицита предложения необходимо больше инвестиций. Однако повышение процентных ставок затрудняет эти инвестиции».

По мнению многих руководителей предприятий, ученых, экспертов, острая проблема в экономике России – это недоступность финансовых ресурсов, их дороговизна.

Следовательно, у России недостаточно доступных финансовых ресурсов для развития экономики, недостаточно денежной массы. И если вновь, как предлагают ЦБ РФ и Минфин России, будет использоваться «бюджетное правило» и будут стерилизоваться, т.е. изыматься из экономики, финансовые ресурсы, то в ближайшем будущем значимых позитивных изменений в экономике России ожидать не приходится.

Повышая ключевую ставку и сжимая денежную массу в экономике, ЦБ РФ выполняет стандарты Международного валютного фонда и пытается снижать инфляцию.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц считает, что «зацикленность МВФ на макроэкономике, и особенно на инфляции, привела к отбрасыванию в сторону проблем бедности, социального неравенства и социального капитала. А они являются центральными с точки зрения соблюдения «социального контракта», т.е. согласия между всеми слоями общества, между государством и его гражданами, без чего подлинный экономический прогресс недостижим».

При этом давно известно, что инфляция в России носит не монетарный характер, и бороться с ней надо увеличивая товарное предложение. Но для увеличения товарного производства и товарного предложения в России недостаточно доступных финансовых резервов, благодаря усилиями ЦБ РФ и Минфина России (стерилизация в резервах, высокая ключевая ставка).

Президент РФ с 2003 г. в Послании акцентировал внимание, что для развития финансовой системы необходимо создание в РФ международного финансового центра и построение всей системы конвертируемости рубля. Уже 19 лет президент России говорит о финансовой системе, но либеральная тусовка, которая заняла все финансовые посты управления, игнорирует поставленные президентские задачи. Постоянно не выполняются многократные поручения по повышению инвестиционной активности.

Бюджетные инвестиции могли бы повысить доверие инвесторов, поскольку они увидят, что государство разделяет с ними риски, готово вкладывать деньги, выдавать льготные кредиты, субсидировать отрасли. Но если государство ведет себя пассивно, то никакие инвесторы не придут, поскольку в этих случаях их риски возрастают.

Поэтому КПРФ с целью повышения эффективности деятельности ЦБ РФ по реализации денежно-кредитной политики, создания условий для роста национальной экономики, обеспечения занятости населения, стабильности цен, а также для обеспечения умеренных долгосрочных процентных ставок, поддержания целевого управления монетарной составляющей инфляции, в подготовленном законопроекте о ЦБ РФ предлагает:

– отменить норму ст. 1 действующего закона о ЦБ РФ, что «функции и полномочия, предусмотренные законом о ЦБ РФ и Конституцией РФ, ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления»;

– определить законодательно ответственность ЦБ РФ за обеспечение роста экономики;

– исключить из действующего закона о ЦБ РФ понятие, что золотовалютные резервы России являются имуществом ЦБ РФ.

Эти резервы – собственность государства, которым ЦБ РФ может по поручению государства управлять и отвечать за их сохранность и за получение убытка. Ответственность должна быть четко определена и законодательно утверждена;

– уточнить норму статьи 22 действующего закона о ЦБ РФ, которой определено, что ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, дефицита бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

В современных геополитических условиях и масштабной санкционной войны Запада против РФ может возникнуть необходимость привлечения средств ЦБ РФ для обеспечения стабильного функционирования российской экономики.

Фото: Алексей Иванов, ТРК Звезда

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©