Поправки к закону о медиации в России: новый шаг к эффективному разрешению конфликтов
В Государственной Думе в минувший четверг прошло весьма интересное мероприятие – парламентские слушания по поводу внесения поправок в Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Парламентские слушания проводятся только по особо значимым для государства направлениям, которые имеют существенное влияние на развитие общества. Вдвойне приятно, что наш город имеет отношение к проекту поправок – соавтором является учредитель Ассоциации медиаторов «Примирение» ростовчанка Мария Коблева.
Медиация – относительно новое для нашей страны понятие. Как следует из названия законопроекта, это технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей стороны – нейтральной и не заинтересованной в предмете спора. В качестве этой третьей стороны и выступают так называемые медиаторы, посредники. Медиация уже давно и активно используется в Китае (там процедура медиации закреплена в Конституции), Европе и США в самых разнообразных областях применения – от коммерческих споров до семейных конфликтов.
Подробнее об этом рассказывает одна из авторов поправок к законопроекту, Мария Коблева:
Медиаторы – это люди, выступающие посредниками при разрешении конфликтов любого рода. Когда у людей возникает конфликт, чаще всего они пытаются договориться самостоятельно. Они общаются, высказывая свои позиции, и эмоциональное обсуждение часто приводит к аргументации ad hominem – вместо проблемы начинают обсуждать личности друг друга. Так вот, правильно обученный и квалифицированный медиатор помогает отделить человека с его эмоциональными особенностями от проблемы, и сконцентрировать внимание обеих сторон именно на её решении. Это происходит за счет правильного сбора информации, правильной постановки вопросов. Ведь чаще всего конфликты возникают из-за неполной или недостоверной информированности одной или обеих сторон.
Федеральный закон №193-ФЗ, регулирующий работу медиаторов сейчас, вышел ещё в 2010-м году, и он действительно стал важным шагом к внедрению и популяризации этой альтернативной процедуры урегулирования конфликтов. Тем не менее, за прошедшее годы выявлены многие недостатки существующего законодательства. По словам Коблевой, множество важных моментов просто не прописаны в законах, отсутствуют координирующие органы, учет и контроль деятельности медиаторов:
В действующем законодательстве указано, что профессиональный медиатор должен пройти программу подготовки в рамках дополнительного профессионального образования. Но, в то же время, там не раскрыта ни программа, которой необходимо обучить будущего специалиста, ни требования к программам или образовательным учреждениям. Нет контроля за качеством подготовки медиаторов, это первая проблема. Вторая – отсутствие реестра медиаторов. То есть, мы не знаем, сколько в стране медиаторов, а в случае, если они нарушают принципы медиации – нет никаких инструментов контроля. В законе прописано, что нельзя нарушать принципы, но по факту, в случае нарушения этики медиации максимум, что грозит медиатору – это исключение из организации, в которой он состоит.
Понятийный аппарат в законе о медиации, существующий сейчас, не закреплен должным образом. Так, медиация по закону – это «урегулирование спора». Но медиация на деле – это о регулировании конфликтов. То есть, сразу же идёт искажение понятий. На парламентских слушаниях мы много говорили о терминологии, но ещё больше – об отсутствии контроля, которое приводит к тому, что хороший институт, действительно развивающий способность договариваться и разрешать конфликты, не урегулирован. Поэтому мы с Татьяной Крашенниковой выступили с инициативой написать поправки к законопроекту, чтобы усилить контроль за деятельностью медиаторов, и таким образом улучшить их работу. Мы расписали всё – и принципы медиации, и последствия при их нарушении, и то, как должно проходить обучение. Прописали специфику медиации по разным категориям споров. В этой инициативе нас поддержала КПРФ, партия помогла выйти на Комитет Госдумы по делам семьи, женщин и детей, и уже под эгидой Комитета прошли эти парламентские слушания.
По мнению депутата Госдумы Николая Коломейцева, принявшего участие в парламентских слушаниях, мероприятие прошло на хорошем, профессиональном уровне, и дальше уже нужно двигаться вперед и совместно с Минюстом принимать поправки к закону:
Был подготовлен проект поправок, с участием наших ростовчан. С моей точки зрения это направление нужно развивать в силу того, что судебные инстанции перегружены разными мелочными вопросами семейных разборок. Медиация – это один из методов решения таких конфликтов, если поставить её на правильные рельсы. У нас сейчас никто не занимается примирением людей, а ситуация в обществе часто порождает конфликты. Нужны специалисты, которые способны помочь людям услышать друг друга и прийти к примирению. К сожалению, медиация плохо у нас воспринимается, потому что о ней никто ничего не знает. И поправки, которые предложены, они как раз уточняют все эти позиции, что такое медиация, как и кто может её проводить, все вопросы, скопившиеся со времени введения первого варианта закона.
По итогам парламентских слушаний, на которых выступили с предложениями медиаторы со всей страны, КПРФ инициирует изменения в текущее законодательство в сфере медиации, и очень хочется надеяться, что власть не будет пытаться этому противодействовать. Объективно, медиация – это полезный и важный институт, который способен не только разгрузить судебные инстанции, но и оздоровить в целом атмосферу в нашем обществе. И институт этот у нас в стране нужно не только дорабатывать, но и популяризировать. И данная инициатива, рожденная на Дону, несомненно, внесла свою лепту.