Помогает ли «цифровизация» достучаться до чиновников?
В последние годы власти, особенно региональные, обожают делать вид, что они близки к народу, и что до них может «достучаться» любой человек через Интернет. Частенько это принимает довольно курьёзные формы – как это было совсем недавно, когда сити-менеджер Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко вдруг решил открыть комментарии в своём telegram-канале: «благодарные» чиновнику ростовчане отреагировали на это так бурно, что на это даже обратили внимание различные СМИ.
Помимо личных каналов чиновников, есть ещё целые сервисы, которые также призваны быть своеобразным инструментом для решения тех или иных проблем – например, так называемая платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», созданная в рамках проекта «Цифровое государственное управление». По задумке создателей, платформа должна позволять гражданам обращаться с вопросами и предложениями к властям (а заодно – должна «способствовать оценке эффективности работы органов власти на региональном и местном уровнях»).
Звучит, вроде бы, неплохо, но как это работает на деле? Это выяснил наш читатель Александр, обратившийся к властям через платформу «Решаем вместе» по поводу проблемы дорожных заторов на улицах Ростова-на-Дону. Александр обратил внимание на то, что остановочный комплекс «29-я линия» на Комсомольской улице установлен с нарушениями – и транспортные средства, останавливаясь на этом участке дороги, нарушают п. 12.4 ПДД РФ: расстояние до разделительной полосы там менее трёх метров.
Другими словами, Комсомольская улица по всей своей протяженности имеет две полосы, но на ней всё равно имеются остановочные комплексы. Автобусы останавливаются и организуют заторы. И это просто системная ошибка – то есть, так, в общем-то, было всегда, и с этим никто ничего даже не пытается сделать. Несмотря на то, что это действительно нарушение ПДД. И несмотря на то, что с этим можно что-то сделать, например – организовать заездной карман на остановке.
«Решаем вместе» ответили на обращение Александра довольно быстро – отпиской. Оказалось, что из-за «стесненных условий» и «ввиду особенностей улично-дорожной сети по ул. Комсомольская», отсутствует «возможность организации заездного кармана к данному остановочному пункту». Заодно чиновники зачем-то написали, что исключить остановку из схемы муниципальных маршрутов нельзя – потому что это «вызовет нарекания граждан в связи с увеличением дальности подхода до других остановочных пунктов». Этот абзац, вероятно, был написан исключительно ради возможной огласки в СМИ – чтобы создать впечатление, что «какой-то активист предлагает убрать остановочный комплекс».
В общем, наверно любой, кто когда-нибудь обращался в исполнительные органы власти с какой-либо проблемой не заметил бы разницы между ответом оттуда и ответом из «Решаем вместе». Зачем вообще нужна платформа, которая просто дублирует типичные отписки административных органов? Занятно, что они не обратили внимание на то, что ситуация с остановкой «29-я линия» — это не только нарушение ПДД. Вы, наверно, будете смеяться, но есть такой документ – ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в котором есть пункт 5.3.3 – «Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населённых пунктов». Что же мы там видим?
5.3.3 Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов
5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
— остановочная площадка;
— посадочная площадка;
— заездной «карман»;
— боковая разделительная полоса;
— тротуары и пешеходные дорожки;
— автопавильон;
— пешеходный переход;
— скамья;
— урна для мусора;
— технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
— освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
То есть, согласно ГОСТу, любая остановка должна быть оборудована заездным «карманом». Согласно пункту 5.3.3.2 того же ГОСТа, есть исключения – заездных «карманов» может не быть на остановках, находящихся на дорогах общегородского значения с регулируемым движением и районных улицах с не слишком высокой загрузкой. Но очевидно, что если уж автобусы создают заторы на улице – следовательно, загрузка вполне себе высокая. И в Ростове эта проблема существует не только на Комсомольской улице. У нас в городе огромное количество улиц, построенных ещё при СССР – когда автомобильная нагрузка была не такой сильной, и где остановки в принципе не были оборудованы заездными «карманами». Но чиновники делают вид, что всё в порядке – ведь эти улицы были построены давно. Модернизация? Нет, не слышали.
Таким образом, проблема есть – но она никак не решается. В том числе, и с помощью платформы «Решаем вместе», которая, как выяснилось, по большому счету просто дублирует бессмысленные чиновничьи ответы на обращения. Александр, в результате, охарактеризовал этот сервис весьма лаконично и точно – «платформа бредовых отписок».
Создаётся впечатление, что подобные платформы создаются не для решения реальных проблем, а просто для того, чтобы граждане могли, так сказать, выпустить пар – то есть, просто высказаться о том, что их беспокоит или злит. Результаты же – ровно такие же, как от обращений в официальные инстанции. Это никак не способствует повышению эффективности работы органов местной власти.
Для того, чтобы реально повысить работоспособность местных властей, вероятно, нужно чтобы на местах сидели действительно компетентные чиновники. А всевозможные сервисы – начиная с «Решаем вместе», и заканчивая какой-нибудь «Российской общественной инициативой», не делают, по большому счёту, ничего полезного, являясь лишь посредниками между населением, желающим решения их проблем, и чиновниками, которые эти проблемы решать либо не умеют, либо не хотят.