Помочь бизнесу и услышать жителей: как решить проблемы с заброшенными участками в центре Ростова

В Ростове прошло очередное заседание градостроительного совета под председательством ВрИО губернатора Юрия Слюсаря. Одной из тем стало обустройство в городе новых зеленых зон и роста ответственности со стороны застройщиков.
Один из вопросов касался обустройства скверов на территориях пустырей, которых в Ростове за последнее время образовалось великое множество. Первый такой сквер появится на месте снесенного дома на Социалистической, 129.
И главное, что отметил ВРиО губернатора, нужно активно привлекать к такому благоустройству бизнес.

«Думаю, застройщики должны активнее участвовать в благоустройстве и создании парков, предусматривать дальнейший уход за ними, полив деревьев, уборку. Ведь чем удобнее и красивее будет территория рядом с домами, тем скорее там поселятся люди и тем комфортнее им будет жить», — отметил Слюсарь
Помощник депутата Госдумы Евгения Бессонова и общественник Малик Мамаев на своей странице в социальных сетях отметил, что важно вовлекать в оборот пустыри, но для этого нужно выработать системный подход.
«В современном городском пространстве все чаще возникает дискуссия о том, кто несет ответственность за благоустройство территорий. Недавно в социальных сетях появилось размышление о пустырях Ленинского района Ростова-на-Дону, где автор предлагал создать на месте снесенных домов уютные зеленые зоны отдыха. Предложение здравое, но в ближайшие десятилетия неисполнимое, поскольку на этот вопрос отвечает бюджет города», — рассказал Мамаев.
По его мнению заброшенные участки в центральной части города, это не только упущенная возможность создания комфортной городской среды, но и угроза безопасности жителей.
«Территории по адресам Станиславского 4-6, Варфоломеева 176, Социалистическая 39, Горького 35 и особенно Донская 28 находятся в плачевном состоянии: заросли сорняками, завалены мусором, не имеют ограждений и становятся местом обитания асоциальных элементов», — отметил помощник депутата.





При этом у большей части таких участков есть собственники, которые никакой ответственности за состояние принадлежащих им участков почему-то не несут. Хотя в ГК РФ такая обязанность за ними закреплена. Все это говорит о том, что в городе система привлечения к ответственности таких собственников работает неэффективно или не работает вовсе.
«В идеале, конечно, все эти участки должны быть вовлечены в оборот. Но существующие бюрократические барьер порой становятся непреодолимым препятствием для реализации проектов. Все эти процедуры согласования проектной документации, получения разрешений на строительство и подключение к сетям могут затянуться на годы. В итоге бизнесу просто становится невыгодно этим заниматься», — продолжает общественник.
И действительно, большая часть пустырей по сути сейчас непригодна к использованию под застройку. Это и охранные зоны памятников, и проблемы с требованиями пожарной безопасности, не позволяющими полностью использовать участки.
По мнению помощника депутата решить ситуацию можно при помощи механизма муниципально-частного партнерства. Это позволит снизить административную нагрузку на бизнес и простимулировать его начать использовать брошенные участки.
В качестве таких мер Малик Мамаев предлагает ввести налоговые льготы для тех собственников, которые реализуют проекты благоустройства, субсидировать процентную ставку по кредитами, которые привлекаются для реализации проектов по развитию городской среда, а также упростить порядок согласования проектной документации для объектов социальной инфрастрктуры.
«Все эти идеи лежат на поверхности. В регионе действуют льготы для крупных инвест-проектов, есть богатый опыт ГЧП. Все это надо расширить вот на такие мелкие, но при этом важные для города проекты», — считает общественник.
Еще одним вариантом, по мнению Мамаева, может стать временное использование пустырей для обустройства муниципальных паркингов:
«Это позволит снизить социальную напряженность из-за дефицита парковочных мест в центре города. Также снизит криминогенность территорий, которые начнут использоваться. Для собственников же участки уже не будут лишней нагрузкой, так как они смогут начать получать доходы от аренды. И самое главное — это поможет улучшить транспортную ситуацию в центре Ростова».
По его словам, это самый простой способ вовлечь эти участки и вернуть красивый облик городу. Для этого необходимо лишь вынести изменения в нормативные акты города, которые регламентируют организацию парковочного пространства, а также разработать под эти цели типовой договор.
Однако, все это лишь временные меры. Чтобы поставить в вопросе заброшенных территорий точку, необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, в том числе и федеральные.
1. Разработать проект изменений в Земельный и Градостроительный кодексы, а также в КоАП в части усиления ответственности владельцев за ненадлежащее содержание участков.
2. Внести изменения в муниципальные правовые акты, установив четкие требования к содержанию земельных участков, а также порядок привлечения к административной ответственности за их нарушение.
3. Создать муниципальную информационную систему мониторинга состояния земельных участков. Это позволит оперативно выявлять нарушения и принимать меры по их устранению.
4. Разработать механизма изъятия неиспользуемых земельных участков у недобросовестных собственников с последующей передачей их в муниципальную собственность или реализацией на торгах с обременением в виде обязательства по благоустройству.
По мнению помощника депутата, ответственность за состояние городской среды — это не только дело органов властей, но и каждого жителя города. Тем более, что согласно 130-й статье Конституции РФ, местное самоуправление должно обеспечивать самостоятельное решение жителями вопросов местного значения. А благоустройство территорий как раз к таким вопросам и относится. Ведь даже в рамках федерального проекта по формированию комфортной городской среды во главе угла лежит голосование, которое проводят среди жителей.
«Я говорю об активной гражданской позиции. Жители должны обязательно принимать участие в общественных обсуждения градостроительных решений, контролировать деятельность органов власти. Все это четко прописано в законодательстве. Красивый, развивающийся, благоустроенный город начинается с его жителей. Нужно помнить, что город – это наш общий дом, и от личного участия каждого зависит, каким будет наш квартал, район и город в целом», — считаем Мамаев.
Для решения же проблемы заброшенных территорий нужны совместные усилия властей, бизнеса и общества. У всех есть точки соприкосновения и главное их найти и не чинить препятствия.