ПОЛОВИНА ПАССАЖИРСКИХ АВТОБУСОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТРЕБУЕТ ЗАМЕНЫ
На маршрутах в Ростовской области работает 3617 единиц общественного транспорта, из них половина нуждается в замене, сообщила на круглом столе в Заксобрании замминистра транспорта региона Инна Володина. По её словам, в прошлом году регион закупил для 17 муниципалитетов 158 автобусов: 79 уже доставили, остальные поступят до конца первого квартала.
— Это очень маленькое количество, но мы планируем заниматься этим поэтапно. Уже сделали заявку на 181 автобус. Собираем информацию от муниципалитетов, которые готовы их приобрести, — цитирует Володину издание donnews.
Частные же предприятия, по её словам, должны закупать автобусы за свой счёт. Но большинство перевозчиков не могут обновлять подвижной состав из-за отсутствия пассажиропотока и, как следствие, прибыли. Речь в данном случае идёт о маршрутах в отдалённых населённых пунктах.
— Мы видим, что по некоторым маршрутам ездят по 1-2 человека. Затраты предприятия во много раз больше, чем плата за проезд. Мы объявляем конкурсы, но транспортники просто не хотят за них браться, — говорит Володина.
По словам депутата Заксобрания, президента Ассоциации перевозчиков Ростовской области Магомеда Дарсигова, испытывают трудности транспортные предприятия не только в сельских территориях, но и в Ростове.
За три года стоимость автобусов выросла с 6 до 18 млн рублей, их обслуживание также подорожало.
— Установка кондиционера ещё три года назад стоила 60 тысяч рублей, сейчас меньше чем за 800 тысяч рублей его не установишь, — говорит он.
Плюс платёж транспортных предприятий, оформивших покупку автобусов в лизинг, составляет 700 тысяч рублей. И это, по его словам, не считая каско и ОСАГО.
Усугубляет ситуацию дефицит водителей общественного транспорта: перевозчики покупают автобусы, но водить их некому. По данным регионального минтруда, в Ростове открыто порядка 790 вакансий для водителей.
В январе 2023 года дефицит водительского состава в Ростове составлял 47%, в ноябре этого же года — 52,4%.
Средний возраст водителей в Ростове — 50 лет. По словам Дарсигова, при трамвайном депо в городе открыты курсы обучения на водителей категории D: в прошлом году было обучено меньше 100, в 2022 году — 120.
— При этом ещё в 2005 году за год обучалось 3,5 тысячи человек на категорию D. До 2010 года на один автобус 20-30 человек стояли в очередях. Сейчас же на 10 автобусов нет половины водителей. Зарплата 100-150 тысяч рублей, но мы не будем называть, куда можно уехать на зарплату в 250-300 тысяч рублей, — намекает Дарсигов.
Как рассказывали dоnnews.ru руководители некоторых ростовских АТП, водители переезжают работать в новые регионы, где им предлагают зарплаты от 200 тысяч рублей. При этом контроль минимальный. Всё, чего требуют, — возить людей более-менее по графику.
Также среди причин, влияющих на увольнение водительского состава, — износ парка автобусов и, как следствие, некомфортные условия работы: отсутствие кондиционеров, постоянный ремонт, простои.
Для устранения кадрового дефицита власти Ростова предоставляют бесплатное обучение, льготную ипотеку для водителей, жильё, но решить проблему пока так и не получается.
По словам Володиной, единственная мера поддержки, которая предусмотрена транспортным предприятиям законом, — это возмещение затрат за перевозку федеральных и региональных льготников.
Уже в этом году власти Ростовской области планируют начать субсидировать убыточные маршруты, в первую очередь, в сельских территориях.
— По нескольким маршрутам мы уже сделали расчёты. Отправим их в Минфин, чтобы они дали добро на субсидирование, — подчеркнула она.
Кроме того, в дальнейшем это потребуется узаконить на региональном уровне.