«Орлята России»: замена октябрят, или их бледная калька?
Часто можно услышать мнение о том, что власти РФ практически не занимаются подрастающим поколением – в отличие, скажем, от Советского Союза, где государство не только всерьёз занималось образованием детей, но и создавало соответствующие организации вроде октябрят или пионеров. На самом деле, определённые подвижки в этом направлении есть, впрочем, крайне неоднозначные.
Речь сегодня пойдёт об организации «Орлята России», которая, вроде как, пытается стать преемницей октябрятского движения – по крайней мере, на сайте «Орлят» есть строки о попытках «воссоздать в начальной школе систему общественного воспитания, которая будет опираться на опыт и достижения отечественной педагогики, признанной одной из лучших в мире» – очевидная отсылка к советскому опыту. Тем не менее, отличий – множество, и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Первое, что бросается в глаза – организация позиционирует себя как «проект». Пусть и «самый массовый проект, который объединяет миллионы детей, учителей и родителей». На самом деле, и эта фраза не совсем верна – потому что родители в «Орлятах» практически не задействованы. Так, например, согласие родителей на участие ребёнка в «Орлятах» не требуется – нужен только педагог из той или иной школы, согласный участвовать в деятельности проекта, и включить в него свой класс.
При этом заметно, что многие родители были бы вовсе не против того, чтобы их дети вступили в подобную организацию – в группе «Орлят России» в Вконтакте можно увидеть огромное количество комментариев от родителей, которые не могут понять, как туда вступить, как вообще взаимодействовать с организацией. Но основная проблема кроется как раз в том, что всё это гораздо больше напоминает сетевой маркетинг, чем работу государства, направленную на воспитание младших школьников.
С нами поделилась мнением мама ребенка, которой готовится ко вступлению в «Орлята»:
Нам внезапно сказали, что на днях детей примут в «Орлята». Честно скажу, я об организации до этого не слышала. Ребенок просто не рассказывал об этом, потому что есть у учеников начальной школы такая привычка забывать и не рассказывать то, о чем не спросили дома. А так как нам — родителям — этого никто не рассказывал, мы и не спрашивали. Я и не против вступления. Кроме пресловутого лидерства, которое сейчас из каждого утюга пропагандируют, а на деле — обычная галочная система, меня в «Орлятах» ничего не смущает. Но выходит, что институт семьи полностью выпадает из процесса подготовки детей.
Но, простите, как можно прививать ценности, которые описаны на сайте, исключив семью? Складывается впечатление, что государевы мужи, осознав потерю с точки зрения ценностей поколений современных родителей, махнули на нас рукой, и занялись нашими детьми через учителей. Но так не бывает. Семья — все равно останется основой заложенных ценностей и какое бы светлое и доброе извне не давалось, любой иной пример в семье окажется сильнее.
На самом деле это совершенно не похоже на октябрятское движение из СССР. Что, конечно, совершенно неудивительно – учитывая, что власти РФ на протяжении десятилетий постоянно подчеркивали свой отход от советских практик в самых разных областях. Иногда, впрочем, власти совсем не прочь позаигрывать с ностальгией россиян, и складывается впечатление, что «Орлята России» – как раз тот самый случай.
Октябрята в СССР – как это вообще работало, и как выглядело? Ну, для начала, это было действительно движение, организованное государством. Структура была проста и понятна: один школьный класс – один отряд, в каждом из которых было несколько звеньев, или «звёздочек». Что мы видим у «Орлят России»? Это – децентрализованный проект. Если в СССР октябрят организовывали на уровне школ, то здесь это – инициатива отдельных учителей, которые заходят на сайт, регистрируются там, и, по сути, организовывают ячейки.
То есть, государство в этом принимает минимальное участие – разве что, финансируя этот проект, и то, больше на партийном уровне – со стороны «Единой России». То, что для вступления в ряды «Орлят» не требуется согласия родителей – тоже очень удобно. Согласитесь, гораздо проще огульно записывать туда детей целыми классами (по решению преподавателя, ставшего участником проекта), а потом заявлять о «самом массовом детском движении в стране», рисуя красивую циферку на сайте в духе современных маркетинговых уловок.
Но допустим, пусть даже всё это организовано таким образом – что же это, в конце концов, даёт детям? На сайте проекта, конечно, написано много правильных слов по этому поводу: о том, как детей учат гордиться своей родиной, дружно совершать добрые дела, уважать старших и заботиться о младших, держать слово, стремиться учиться новому. Что мы видим на деле? В отдельных классах отдельных школ по всей стране детей принимают в орлята и вручают им галстуки. Потом, время от времени, они участвуют в каких-либо мероприятиях.
Очевидно, что это не может происходить на постоянной основе – ведь этим занимается педагог, ну и, в лучшем случае, какой-нибудь наставник из числа родителей детей. Но родители, как правило, работают, а у педагогов и без этого чрезвычайно напряжённый график. В советские времена октябрята сами вели работу, и делали это постоянно, совмещая с учебой. В этом им, конечно, помогали пионеры – которых сейчас в России нет. Но в основном октябрята были самостоятельной организацией, и это было очень полезно. Ведь дети с самого юного возраста учились быть гражданами. Им прививалось чувство ответственности, в том числе коллективной – например, если в звене был отстающий ученик, остальные члены звена непременно должны были помочь ему повысить свою успеваемость.
Разумеется, октябрятам прививались и определённые жизненные ценности. У «Орлят России», например, есть так называемые «законы орлят», где на первом месте стоит «орлята гордятся своей Родиной». Были свои «законы» и у октябрят, но там не было ни слова о патриотизме – возможно потому, что в СССР детям не нужны были абстрактные «правильные» слова. Первый же закон октябрят гласил о помощи – пионерам, комсомольцам, коммунистам, рабочим и крестьянам.
В целом, складывается впечатление, что кому-то из провластных чиновников пришла в голову идея создать что-то «в стиле октябрят». Разумеется, не стопроцентное повторение – ведь сейчас у нас не принято пользоваться советским опытом. А сделать что-то в таком духе, но «современное», частично опирающееся на ностальгию по СССР, которая всё же сохраняется у значительной части населения РФ. И в результате получились «Орлята» — децентрализованный проект с маркетинговым подходом, абстрактными и максимально размытыми ценностями и с сомнительной отдачей, зависящей, во многом, от наличия свободного времени у тех или иных педагогов.
Безусловно, существуют отделения «Орлят», где работа построена хорошо и эффективно, а небольшой коллектив из педагогов и родителей заботится о том, чтобы детям прививали нормальные общечеловеческие ценности. Но это заслуга не проекта, как такового, а отдельных людей. И иначе, при такой системе, просто быть не может. А чтобы такая организация работала так же эффективно, как в своё время октябрятская – всё должно быть и построено таким же образом, как при СССР. Разве что, конечно, необязательно заставлять вступать туда всех детей подряд – пусть идут те, кто действительно хочет.
Но в остальном – это должна быть централизованная организация, работающая во всех школах, во всех классах, и она должна быть частью куда более глобальной работы с молодёжью – включающей и какие-то аналоги пионерии, комсомола, потому что должна быть преемственность, должны быть традиции, которых сейчас нет – и не может быть.
Впрочем, можно сказать, что «Орлята» – это неплохое начинание, и, вероятно, его создатели преследовали правильные цели. Их ошибка лишь в том, что нельзя взять от октябрят только внешние моменты – атрибутику, поездки в детские лагеря, «законы». Это так не работает. Никакие «законы орлят» и «традиции орлят» не станут законами и традициями просто потому, что они где-то прописаны. Они должны на чем-то базироваться, а как раз базы сейчас, к сожалению, и нет.
Патриотизм и любовь к Родине – это не лозунги, не абстракции, они не могут быть навязаны детям со стороны. Советские дети действительно гордились своей Родиной, доверяли ей, и каждую минуту чувствовали её заботу о себе, потому что патриотизм рождается как раз благодаря заботе государства о детях – чувства защищенности, хорошей медицины, хорошего образования, веры в будущее – из всего, что у советских детей действительно было.