КАК БЮРОКРАТИЯ ЛИШАЕТ ПЕНСИОНЕРОВ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ
Пенсионеры в современной России традиционно были и остаются одной из самых социально незащищенных категорий граждан – как это не парадоксально, учитывая, что нормативных актов, касающихся повышения качества жизни пенсионеров принято достаточно много. Российские пенсионеры, инвалиды и дети-инвалиды, как правило, получают мизерные пенсии, и скорее «выживают», чем «живут». Необходимо отметить и другие проблемы – например, с доступом этих граждан к качественным медицинским услугам, но и корень этого, во многом, кроется в материальном состоянии россиян, живущих на пенсию.
Можно, конечно, просто предположить, что у нашей власти нет денег – ведь не просто так в 2019 году повысили пенсионный возраст? Тогда это оправдывали, например, тем, что население России стареет: становится всё меньше молодых, работающих, трудоспособных граждан, и всё больше тех, кого первая категория содержит. Демографическая проблема, конечно, никуда не делась, и даже усугубилась в последние пару лет за счет пандемии и связанных с ней социально-экономических факторов. Тем не менее, у нас всё ещё есть «Фонд Национального Благосостояния», являющийся частью системы пенсионного обеспечения граждан РФ. Несмотря на то, что средства фонда расходуются на самые различные цели, даже в данный момент его объем, по официальным данным, составляет примерно 13 триллионов рублей.
Очевидно, что не все пенсионеры находятся в действительно бедственном положении, но государство вполне в состоянии оказать адресную помощь тем из них, кто наиболее нуждается в ней. То есть, это выгодно как населению, так и бюджету. Мало того, есть нормативные акты, созданные как раз с целью предоставления адресной помощи – но как ни парадоксально, именно в них и заключается одно из препятствий её нормальной и эффективной работы. Дело в том, что получение дополнительных социальных выплат привязано к прожиточному минимуму.
Так, например, в Ростовской области прожиточный минимум в данный момент составляет 11895 рублей. Таким образом, право на получение социальной помощи есть только у тех малоимущих граждан (при условии, что они не пенсионеры и не инвалиды), доход которых не превышает эту цифру. То есть, если человек, например, получает 12000 рублей – по сути, копейки, прожить на которые если не невозможно, то очень трудно, то права на адресную помощь у него уже нет.
С неработающими инвалидами и пенсионерами дела обстоят чуть иначе – у них, для возможности получения адресной социальной помощи, доход не должен превышать полуторную величину прожиточного минимума (на данный момент – это 17842 рубля и 50 копеек). Причем, речь идет о любой адресной помощи. Вот, например, документ, описывающий ситуацию пенсионера, у которого дома произошел пожар – причем, по вине его соседа. Пенсионер обратился в администрацию Ростова-на-Дону с просьбой оказать ему помощь с вывозом строительного мусора, оставшегося от дома. Но нет – видите-ли, пенсия гражданина слишком высокая: целых 18 тысяч рублей, вместо положенных для получения адресной помощи 16,5 тысяч.
Депутату Государственной Думы Евгению Бессонову (фракция КПРФ) ситуация с привязкой адресной помощи к прожиточному минимуму представляется парадоксальной и возмутительной:
Мало того, что власти всё так и не соберутся индексировать пенсии тем пенсионерам, которые работают, пытаясь получить дополнительную копеечку к тому, что получают от государства. Мало того, что тех пенсионеров, которые скрывают свое трудоустройство – штрафуют, ещё и по уголовной статье. Так ещё и неработающие пенсионеры не могут получить адресную помощь из-за того, что она привязана к прожиточному минимуму. Очевидно, что в данном случае нужно либо отвязать социальные льготы от прожиточного минимума, либо, хотя бы, оперативно индексировать пенсии неработающих пенсионеров соразмерно темпам роста инфляции, чрезвычайно ускорившейся в последнее время.
Действительно, пенсионеров как бы всё отчетливее ставят перед выбором из двух малоприятных перспектив: либо получать «белую» пенсию, и при этом не иметь возможности получить социальную адресную помощь, либо работать, и получать пенсию без индексации, что сейчас особенно тяжело, учитывая непростой в социально-экономическом плане период. Есть, конечно, третий вариант – работать по серым схемам, но это и чревато штрафами, и, что важнее – это всё равно копейки. То есть, по сути, государство пытается максимально сложить с себя социальные обязанности – и переложить их на плечи самих пенсионеров. И тогда, к сожалению, возникает вопрос — а действительно ли такая ситуация соответствует седьмой статье Конституции, согласно которой Россия – социальное государство?..