ото: пресс-служба правительства Ростовской области
В Ростове-на-Дону несколько лет велись разговоры о создании грузового каркаса, который ограничил бы движение грузовых автомобилей по улицам городам. По задумке это должно было улучшить дорожную ситуацию и снизить нагрузку на дороги. Но не всегда то, что хорошо на словах, оказывается так же хорошо на деле.
В конце 2024 года грузовикам запретили въезжать в город в утренние и вечерние часы пик — с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00 — по 14 улицам. А также ограничили их транзит в целом ряде районов города. За ограничения отвечали знаки «Движение грузовиков запрещено».
А с 1 января 2025 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые увеличили размер штрафа за проезд под знак «Движение грузовиков запрещено» в 10 раз. Если в 2024 году за это нарушение водители платили 500 рублей, то теперь размер штрафа составил 5000 рублей. Повторное нарушение грозит уже штрафом в 10 000 рублей. Нарушения же фиксируются видеокамерами и штрафы приходят автоматически. Это сильно ударило по кошельку водителей. Они даже вышли 1 февраля на импровизированный митинг, который прошел на парковке у «Ростов-Арены».
В минувшую среду, 12 февраля состоялось заседание фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области, которое прошло в здании администрации Ростова.
Как рассказала депутат городской думы от КПРФ Наталья Оськина, которая является представителем правления ассоциации «Дальнобойщик» по ЮФО, за основу была взята схема, которую реализовали в Москве. Только в Москве эта система была проработана тщательнее и в ее рамках реализована система выдачи разрешений, благодаря которой можно получать допуск для проезда грузовиков по необходимости. В Ростове же просто решили запретить и все.
В Москве ограничительные меры действует, но система продумана/фото Дороги России
«Сейчас из 2634 улиц Ростова выделены только 150, которые помогут убрать большегрузы с основных транспортных артерий. Но на них и без того интенсивное движение пассажирских автобусов и легковых машин. И как итог, возникли проблемы с доставкой товаров, строительных материалов и даже работой коммунальных служб, которые без штрафа не могут заехать на большую часть улиц. Все это повышает социальную напряженность, которая и без этого на высоком уровне», — отметила Наталья Оськина.
По словам депутата, прежде чем вводить грузовой каркас, нужно было создать специальные дороги для грузового транспорта, грузовые и перегрузочные терминалы, а также информационную систему, которая бы отслеживала грузовики и их передвижение. В Москве все это есть, в Ростове — нет.
Наталья Оськина/фото voicedaily
Глава департамента транспорта Ростова Вадим Шкабарня посчитал, что проблема не в самом грузовом каркасе, а в том, что граждане не хотят соблюдать правила.
«Вот вы же транспортники, в Мокве бываете и видите, что там нет перед въездом в город каких-то огромных перехватывающих парковок. А все потому, что там все знают, когда можно въезжать в город, а когда нет». — отметил Шкабарня.
Впрочем и раньше чиновники тоже предлагали вместо решения проблемы искать водителям объездные пути, подстраивать график и т. д. Только вот все это на деле не работает.
«С начала года мне поступило более 1100 обращений от перевозчиков. Они предупреждают, что если ситуация не будет урегулирована, то им проще объезжать Ростов стороной. А это грозит проблемами с доставкой товаров и другими «радостями», — добавила Наталья Оськина.
Общественник и помощник депутата Государственной Думы РФ Евгения Бессонова Малик Мамаев отметил, что при внедрении системы никто не учел интересы самих ростовчан.
«Считаю, что необходимо разработать модель регулирования грузового транспорта, ориентированную на интересы населения. Нужно создать общие правила для всех, но при этом предусмотреть исключения, когда альтернативных вариантов доставки грузов попросту нет. Важно соотнести риски для обеспечения качества жизни населения с интересами бизнеса. Понятно, что нет решения, которое бы устроило всех, но надо искать компромисс. Прежде всего — в интересах жителей Ростова», — отметил Малик Мамаев.
Малик Мамаев
При этом придумывать что-то даже не надо. Так, общественник Виктория Хайрулина предложила использовать опыт Сочи, где во время Олимпиады в 2014 году действовала система управления грузоперевозками.
«Эта система уже показала свою эффективность в управлении загрузкой дорог и оптимизации времени доставки, — отметила Хайрулина. — Только, если 10 лет назад это был сложный процесс подачи данных, то сейчас — с развитием гаджетов, такую систему вполне можно реализовать на базе мобильного приложения, доступного для всех участников процесса.»
Помощник депутата Николая Коломейцева Татьяна Крашенникова отметила, что изначально вся эта система была введена без учета мнения жителей и бизнес-сообщества. А разгребать начали только тогда, когда проблема стала глобальной.
«Как такое количество структур могли принять такой стратегически важный документ без экспертизы?» – возмутилась Крашенникова.
Один из представителей перевозчиков и вовсе назвал произошедшее городским экстремизмом и призвал отменить идею и вводить только тогда, когда все будет проработано и продуманно досконально.
Власти Ростовской области и Ростова также подключились к решению проблемы. Врио губернатора Юрий Слюсарь взял решение ситуации под свой контроль. Министр транспорта региона Алена Беликова уже провела первое заседание комиссии, которой предстоит решать проблему.
По итогам заседании фракции КПРФ было принято решение рекомендовать председателю комитета по вопросам строительства, ЖКХ, транспорта и связи Сергею Михалеву обратиться в ЦАФАП МВД с предложением аннулировать уже выписанные штрафы предприятиям и предпринимателям, которые оказывают услуги жителям. Также было принято решение обратиться к ГИБДД с просьбой подготовить предложения по корректировке схемы дорожного движения для грузового транспорта
Вся возникшая проблема — это наследие, которое оставили городу экс-губернатор Василий Голубев, экс-министр транспорта, а ныне арестант, Виталий Кушнарев, и экс-градоначальник Алексей Логвиненко. Отказаться от такого наследства было нельзя — придется все разгребать.