ГОСДУМА ОТКЛОНИЛА ЗАКОНОПРОЕКТ О РАЗМЕРЕ БАЗОВОЙ СТАВКИ УЧИТЕЛЕЙ В РАЗМЕРЕ ДВУХ МРОТ
21 июня в Государственной Думе рассматривался законопроект партии КПРФ, согласно которому предполагалось увеличение базового оклада учителей до уровня не ниже двух региональных МРОТ, в зависимости от региона. Все оппозиционные партии, включая ЛДПР и даже «Новых людей» проголосовали «за». Но в условиях тотальной гегемонии «Единой России» это не сработало, и законопроект был отклонен. Не поддержали его и в комитете Совета Федерации по социальной политике, а в комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов заявили, что «нормы в случае принятия законопроекта будут не реализуемы на практике». Но так ли это на самом деле?
Ведь это уже далеко не первый случай, когда действительно важные социальные инициативы оппозиции блокируются «Единой Россией»: в 2018 году был отклонен законопроект о государственной помощи бедным гражданам, в 2021 в Мосгордуме «единороссы» зарубили законопроект КПРФ о поддержке ветеранов труда. В том же году партия власти в очередной раз отклонила индексацию пенсий для работающих пенсионеров – вопрос, касающийся миллионов людей, и не решенный до сих пор. И вот теперь – учителя, категория бюджетников, традиционно получающих, мягко говоря, не самые большие зарплаты. И, при этом – чрезвычайно важная категория граждан. Очевидно, что любая инвестиция в учителей со стороны государства – это инвестиция в будущее, но, к сожалению, власть не хочет этого понимать – согласно официальным данным Министерства просвещения РФ, 76% учителей в стране имеют оклад ниже МРОТ. О зарплатах учителей в Москве и регионах, а также о том, как эти зарплаты влияют на эффективность образования нам рассказал педагог и член совета независимого профсоюза «Учитель» Андрей Рудой:
Какой-то определенной средней зарплаты учителей по стране попросту не существует – у нас очень большой разброс от региона к региону, и, особенно, от России к Москве. В России это одни зарплаты, в Москве – совершенно другие. Так, в столице минимальная зарплата учителя – это 70 тысяч рублей. Но если ты набираешь много часов и работаешь на две ставки, то можно получать и сто тысяч и больше. Тем не менее, в Москве свои нюансы, туда стремятся очень многие учителя, поэтому там существует целая система отбора. Чтобы устроиться учителем в школу в Москве учителя сдают ЕГЭ, им нужно обязательно иметь опыт работы, устроиться сразу после ВУЗа – практически нереально. Но и зарплаты там соответствующие.
Если же перенестись в регионы, там будет совершенно иная ситуация, в которой учитель, получающий условные 15 тысяч рублей – суровая реальность. До недавних пор учителям в большинстве регионов даже не оплачивали проведение ЕГЭ – то есть, учителя приходили, работали вне своих должностных обязанностей, и ничего за это не получали. Профсоюзу «Учитель» не так давно удалось добиться оплаты за ЕГЭ, но и сейчас оплачивают весьма неравномерно. В Москве очень прилично, а в регионах – где-то пару тысяч, а где-то – и пару сотен. Ну, условно, заплатили 209 рублей, например – и порядок.
Вот в Нижегородской области, например, зарплата учителя в 30 тысяч рублей считается вполне хорошей, причем это зарплата не на одну ставку, а на полторы-две. На одну ставку не работает практически никто. Как правило директора школ стимулируют к тому, чтобы учителя брали полторы-две, а то и две с половиной ставки. Это, конечно, сильно повышает нагрузку на учителя и, соответственно, снижает качество образования, но позволяет выйти на более-менее неплохой уровень зарплаты. В целом же, конечно, зарплата в 30 тысяч рублей в 2022 году, это, прямо скажем, немного.
Получается, что закон о двойном МРОТ для педагогов не только повысил бы их уровень жизни, но и положительно сказался бы на качестве образования. Пусть не в Москве, где с этим и так всё в порядке, но в регионах уж точно. Но, по всей видимости, это никому не нужно: по словам Андрея Рудого, профсоюз «Учитель» пытается педалировать тему с двумя МРОТ за ставку с 2018 года. Аналогичные законопроекты, предложенные профсоюзом и выдвинутые КПРФ, были отклонены уже дважды, под разными предлогами:
Для Москвы это, конечно, совершенно неактуально, так как там учителя получают больше двух МРОТ. Там, скорее, можно бороться за условия труда, чем за оплату. А вот в регионах два МРОТ за ставку – это было бы очень хорошо. Тем более, что ещё в 2018 году были сделаны экономические расчеты, согласно которым государственный бюджет был бы в силах потянуть такую нагрузку – законопроект не подразумевал увеличения фонда оплаты труда педагогов, а изменял только характер его распределения.
В общем, каких-то логических объяснений тому, почему «Единая Россия» раз за разом отклоняет этот законопроект – нет. И это очень печально, учитывая, что профессия педагога в принципе – одна из самых важных. Эти люди обучают и воспитывают детей, и, можно сказать, что от педагогов во многом зависит наше будущее. Но государство, почему-то, не спешит как-то стимулировать преподавателей. По словам Ольги, студентки четвертого курса факультета иностранных языков НГПУ, очень немногие студенты педагогических ВУЗов собираются после обучения идти работать в школу:
Я много разговаривала по этому поводу со своими одногруппниками, и среди них очень мало кто хочет идти работать в школы. Буквально пара человек. Есть, конечно, те кто учатся по целевому направлению, и обязаны пойти и отработать в школе от трех до пяти лет. Но в основном все настроены идти в частные образовательные учреждения или лингвистические центры, где преподавателей хотя бы как-то ценят. В школе же у преподавателя много учеников, огромная нагрузка и небольшая зарплата. Есть, конечно, программы в духе «иди работай в село, получай 30 тысяч рублей и живи бесплатно», но в действительности мало кто пойдет работать на таких условиях. Особенно если говорить о преподавании иностранных языков, в этом случае куда проще и лучше устроиться в какую-либо частную школу.
Действительно, широко распиаренные программы вроде «Земского учителя» хоть и работают, но явно не решают кадровую проблему с учителями: в Ростовской области, например, в 2021 году всего 34 педагога согласились работать в селах на условиях этой программы. Количество же соответствующих вакансий в регионе исчисляется сотнями, что легко проверить на любом из популярных сайтов для поиска работы. В отличие от «Земского учителя», увеличение размера базовой ставки преподавателей до двух МРОТ было бы полезно для всех преподавателей – это с одной стороны облегчило бы жизнь тем, кто уже работает, а с другой – простимулировало бы студентов педагогических ВУЗов, в данный момент не планирующих связать свою жизнь со школой. И очень хочется надеяться, что в конечном счете наша власть всё-таки дозреет для принятия этого закона.