ДОНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЛИХОРАДКА ПРОТИВ ПРОДУМАННЫХ РЕШЕНИЙ
На днях многие донские СМИ написали о выступлении замминистра региона по транспорту Дмитрия Беликова на круглом столе в Законодательном собрании, где он жестко раскритиковал монетизацию льгот, фактически признав её, наравне с ростом цен на запчасти, одной из причин грядущего краха всей транспортной отрасли области.
Понятно, что проблема действительно существует: запчасти быстро растут в цене из-за международных санкций, связанных с проведением Россией спецоперации. Это вызывает с одной стороны рост сырья, с другой – серьезные перебои в цепочках поставок, связанные с усложнением маршрутов, а значит, и увеличением затрат логистики. Так, например, по оценкам Russian Automotive Market Research цены на запчасти для иномарок выросли, в среднем, на 87,5%.
Тем не менее, особенное внимание в словах замминистра вызвал другой аспект – социальный. Беликов заявил, что автотранспортные предприятия оказались в тяжелом положении из-за того, что деньги «забрали у АТП и дали людям». Честно говоря, уже сама вот такая постановка вопроса звучит несколько странно, так как по логике автотранспортные предприятия как раз созданы для того, чтобы приносить пользу гражданам, а не наоборот. Но ещё больше удивила конкретика, которую привел Беликов.
Так, господин замминистра привел в качестве примера одно из транспортных госпредприятий Сальска, которое до монетизации каждый месяц получало по 1,35 миллиона рублей за провоз льготников разных категорий, а сейчас – всего 100 тысяч. Дескать, из-за этого предприятие оказалось в катастрофическом состоянии, начало распродавать своё имущество, и, при этом, не может повышать тарифы – из-за недавнего поручения президента Путина рассмотреть вопрос о сдерживании стоимости проезда в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Понятно, что предприятие жалко, и что сложившаяся ситуация действительно бьет по целому ряду АТП, а, следовательно, и по сотням людей, в них работающих. Но всё-таки, откуда взялись цифры в 1,35 миллиона рублей до монетизации льгот, и 100 тысяч – после? И почему вообще именно монетизация льгот так сильно ударила по отрасли? Дело в том, что по всей Ростовской области на декабрь 2021 года насчитывалось 244 тысячи льготников, которых затронула монетизация льгот, введенная 1 апреля.
То есть, если представить, что все 244 тысячи областных льготников, затронутых апрельской монетизацией, пользовались услугами упомянутого замминистром сальского АТП, каждый из них до 1 апреля наезжал бы по 5 с лишним тысяч рублей в месяц. Только вот автотранспортных в Ростовской области – десятки, и, похоже, каждое из них получало значительные суммы от Минтранса в качестве компенсаций за проезд льготников.
И тут уже как-то наиболее логичными кажутся два варианта. Можно, конечно, представить, что до первого апреля каждый льготник на Дону просыпался в шесть утра и шел кататься на общественном транспорте до позднего вечера. А можно предположить, что цифры компенсаций, выплачиваемых региональным АТП за проезд льготников были несколько завышены. Причем, в случае с Сальском, который привел в пример Беликов – разница между выплатами до монетизации и после составила более 90%.
Всё это, к сожалению, наводит на не очень хорошие мысли о том, как у нас устроена государственная поддержка автотранспортных предприятий. Понятно, что в последнее время в стране наблюдаются серьезные проблемы в самых разных отраслях – даже без санкций, остаются ещё последствия коронавирусных ограничений. Тем не менее, заявления замминистра транспорта региона Беликова на этом круглом столе создают впечатление о, мягко говоря, недостаточной прозрачности взаимодействия автотранспортных предприятий с министерством. И, разумеется, нет никаких сомнений в том, что отрасли необходимы бюджетные вложения. Но организовываться это должно в строгом соответствии с принципом прозрачности.
В данный же момент создается ощущение, что отрасль держится на кратных приписках количества перевезенных льготников, что даёт основания предполагать и коррупционную составляющую этих выплат. Считаем, что компетентные органы должны проверить эти цифры за прошедшие периоды, и в случае обнаружения нарушений вынудить АТП вернуть в бюджет деньги за фиктивно перевезенных граждан льготных категорий.